Шестой фестиваль Российского национального оркестра выбрал мультижанровость одним из принципов при составлении программ. В очередной вечер определённо был запланирован лёгкий мистический и романтический флёр. Хотя исполненное произведение лёгким или легкомысленным не назовёшь.
Это опера Римского-Корсакова «Майская ночь». Исполнение концертное. За пультом в зале имени Чайковского сам вдохновитель фестиваля – маэстро Михаил Плетнёв.
На этой сцене в этот осенний столичный вечер о теплоте украинской ночи может рассказать каждый. А еще о – мистицизме, поэтике, магии Малороссийских вечеров. Маэстро Плетнев – немногословен, оперным постановкам благоволит лишь в концертном варианте, а потому не сцене нет ни декораций, ни сценического движения, все внимание – лишь на музыку.
Эту оперу Плетнев ставил еще в 2008-м в формате «open air» – в «естественных» декорациях усадьбы «Архангельское»; из старого состава исполнителей – Геннадий Беззубенков. К скромным ариям солисту Мариинского театра не привыкать, несмотря на это, на Римского-Корсакова – не в обиде.
«У него не скажешь, что сольные партии, нет как у тенора: заливает и заливает, у нас там небольшой эпизод, и все».
– отмечает Геннадий Беззубенков. Чего не скажешь о партнерше по сцене – Ольге Волковой, исполнительнице партии Ганны. Эта опера позволяет обладательнице меццо-сопрано выйти из зоны комфортных для нее образов: злодеек, коварных обольстительниц.
«В основном меццо – злодейки, а эта героиня – лирическая, как говорят, “голубая героиня”, роль очень нравится»,
– признается Ольга Волкова. Оперу «Майская ночь» популярной в наши дни не назовешь, правда, периодически она все же ставится на главных площадках страны. Премьера «Майской ночи» прошла в Маринке в 1880-м, в Москве ее поставили позже. Сначала в театре Саввы Мамонтова – там еще совсем молодой Рахманинов дирижировал постановкой. Затем в Большом, где партию Левко – исполнили сначала Собинов, затем Лемешев. Теперь талант и смекалку современного Левко раскрывает Сергей Романовский.
«Я учитывал опыт Атлантова, не только Лемешева и Козловского, эмоции у меня другие»,
– говорит Серегей Романовский.
Сюжет оперы «Майская ночь» кому-то может напомнить мистический детектив со сложными и неожиданными ребусами. Правда, Римский-Корсаков в этом сюжете триллера не разглядел, лишь добрую, милую, наивную историю о двух влюбленных. Поэтому и мелодизм в опере – соответствующий, устоять против обаяния которого может не каждый.