Новый симфонический оркестр представили в Тульской областной филармонии имени Михайловского.
Концерт-презентация прошел в рамках VII Международного музыкального фестиваля медного духового искусства «BrassDays».
Художественным руководителем и главным дирижером оркестра стал Владислав Лаврик.
Трудно переоценить важность «строительства» нового оркестра в условиях сложного состояния российской провинциальной культуры и порой бедственного положения музыкальных коллективов.
Если вспомнить, что филармонический оркестр существовал в Туле до 1941 года, то произошедшее событие кажется и вовсе бесценным.
Появление нового музыкального коллектива – событие долгожданное для горожан, скучающих по серьёзной музыке в достойном исполнении. Но и для музыкантов, мечтающих о настоящей серьезной работе.
Так что Тулу можно поздравить со знаменательным событием, открывающим невероятные перспективы для развития исполнительской культуры города, области, а с ней и всей России.
Туляки стали свидетелями рождения нового симфонического оркестра
Решение возродить симфонический оркестр в год 80-летнего юбилея филармонии принадлежало Правительству Тульской области и губернатору Алексею Дюмину. Соответствующее решение приняли в рамках Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в России на период до 2025 года.
В состав коллектива вошли 45 человек: 26 штатных, 14 — работающих по совместительству и 5 приглашённых музыкантов из Тулы, Москвы, Новомосковска, Ростова-на-Дону и Волгограда.
Некоторые из них окончили Московскую консерваторию им. Чайковского, некоторые — Российскую Академию музыки им. Гнесиных. Тульские музыканты пришли, в основном, из камерного ансамбля «Bella-musica» и Губернаторского духового оркестра.
Трудовой договор с каждым заключён на концертный сезон, то есть до 30 июня следующего года, с обещанием заработной платы от 12 тыс. и премированием (положение разработано в филармоническом оркестре после основания). В следующем году состав коллектива хотят расширить до 60-65 человек.
Конкурсные прослушивания проходили в два этапа: с 21 по 24 июня, дополнительный набор по десяти специальностям — с 21 по 24 июля. Репетиции начались первого августа и проходят четыре раза в неделю, как правило, с 9:45 до 13:30 с «техническим» 15-минутным перерывом и получасовым перерывом на обед. Два дня предусмотрены на самоподготовку.
Владислав Лаврик ведёт репетиции, когда приезжает в Тулу. В сентябре он провёл пять занятий, каждое из которых записывалось на видео и прорабатывалось в его отсутствие под руководством дирижеров Владислава Белоусова и Михаила Угримова.
Среди ближайших задач — освоение разнопланового репертуара и достижение убедительного и сбалансированного звучания разных групп оркестра. В концертном графике на этот сезон уже запланировано 10 выступлений, среди которых значатся даже гастроли в Москве.
Дебютный концерт филармонического симфонического оркестра был приурочен к Международному Дню музыки. В программу вошли сочинения, представляющие последние четыре столетия в истории музыки. Оркестр легко достигал мощного, эмоционального и темпераментного звучания, заметно проигрывая, однако, в чистоте строя, преодолении ритмических трудностей, виртуозности и стилевом разнообразии.
Удачнее всего получилась «Парижская» симфония Моцарта, в которой струнники показали штриховое мастерство, духовики — умение «выстраивать» аккорды, а все музыканты — искусство разнообразить звуковую окраску в зависимости от намерений дирижера.
Менее удачно прозвучала «Классическая» симфония Прокофьева. В её крайних частях произошли досадные изменения темпа, а в средних — потери баланса звучания, повлекшие за собой интонационные неточности в партиях деревянных духовых инструментов.
В «расстройствах» оркестровых групп увертюры «Кориолан» Бетховена, пожалуй, виновато концертное волнение. С балкона было хорошо видно, как дрожали руки и ноги у некоторых струнников и духовиков.
Впрочем, игра позади дирижёрского жеста — одна из самых распространённых болезней начинающих оркестрантов. Правда, в этот раз разрушившийся ансамбль, что отрадно, удивительным образом собрался к концу увертюры.
А вот произведения с участием солистов, напротив, прозвучали добротно и практически без погрешностей. Технической виртуозностью во Втором концерте для скрипки с оркестром Венявского удивила воспитанница тульского Центра поддержки одарённых детей Екатерина Щадилова.
Виолончелист Владислав Белоусов взял удобный темп в Pezzo capriccioso Чайковского, поэтому ловко справился с неудобными пассажами, заставив почувствовать сильные переживания и даже душевную боль (Чайковский посвятил эту пьесу памяти Анатолия Брандукова).
Анастасия Тимошенко, первая скрипка Всероссийского юношеского оркестра под управлением Юрия Башмета, талантливо и темпераментно фразировала «Цыганские напевы» Сарасате, ясно распределяя ритмические и звуковые кульминации, продиктованные живым музицированием, чем поразила зал. Вместе Владиславом Лавриком они легко прошли все три части концерта Вивальди, играя динамически точно и дифференцированно в нюансах.
Но наибольший успех вызвало исполнение Владиславом Лавриком – уже в качестве солиста на трубе – вариаций на тему «Венецианского карнавала» Жана-Батиста Арбана. Одно из самых сложных произведений для трубы завершило концерт ярко и эффектно.
Анна Ефанова, “Независимая газета”