Представьте, что «Золотая Маска», изображение которой вы сейчас видите, не одна, а в четырёх экземплярах. Они ещё не предъявлены в родном городе ни прессе, ни публике, но именно четыре «Маски» были вручены екатеринбуржцам 18 апреля в Москве, на исторической сцене Большого театра.
Четырежды лауреатом престижной национальной театральной премии стал Екатеринбургский академический Театр оперы и балета — за балет. Лучшим спектаклем признан балетный спектакль «Вариации Сальери»; лучшим назвали его постановщика, художественного руководителя нашего балета Вячеслава Самодурова.
Солистка балета Елена Воробьева награждена как лучшая исполнительница женской партии в этом спектакле, а работа главного дирижёра театра Павла Клиничева оказалась лучшей в другом нашем же балете Cantus Arcticus.
Ждали «Масок» и в других номинациях, с полным на то основанием. Например, за оперу «Борис Годунов», собравшую множество восторженных отзывов в столице. Но закулисная «золотая» фестивальная жизнь такова, что предсказания здесь далеко не всегда сбываются. Однако золотые надежды «в области балета» оправдались, да ещё четырежды…
Меньше года назад “Вечерний Екатеринбург” побывал на репетициях большого спектакля «На пуантах», частью которого тогда становился одноактный балет «Вариации Сальери». Музыка Антонио Сальери, мифического отравителя Моцарта и реального любимого учителя Бетховена, поразила незнакомой красотой. Вместе с артистами самоотверженно трудился в репетиционном зале худрук и постановщик, в недавние времена солист балета лондонского Ковент-Гардена и петербургского Мариинского театра…
Стоит сегодня вспомнить этот тяжкий балетный репетиционный труд, чтобы понять, с какой же утроенной радостью принимали «Золотые Маски» за свой лучший спектакль, за лучшую работу балетмейстера, за лучшую в балете роль Слава Самодуров и солистка балета Елена Воробьева.
А маэстро Павел Клиничев находился во время торжественной церемонии не на сцене, как все номинанты, а под сценой — в оркестровой яме. Его мастерство дирижёра было, по сути, оценено и вознаграждено дважды.
Во-первых, тем, что именно Павлу Клиничеву доверили стоять за дирижёрским пультом оркестра Большого театра на ХХ юбилейной церемонии «Золотой Маски». А во-вторых, самой «Золотой Маской», вручённой за лучшую дирижёрскую работу в балетной постановке екатеринбуржцев Cantus Arcticus. Отложив дирижёрскую палочку, наш маэстро поднялся за персональным золотом на сцену.
Два года назад первую в истории екатеринбургского Театра оперы и балета «Золотую Маску» получил солист оперы Ильгам Валиев — специальную премию жюри за исполнение партии Принца в опере Сергея Прокофьева «Любовь к трём апельсинам».
В прошлом апреле «Золотых Масок» было уже две. Московский художник Ирэна Белоусова получила свою персональную награду за костюмы к екатеринбургскому оперному спектаклю «Граф Ори». Балет нашего театра Amore buffo номинировался тогда по нескольким позициям, персональных «Масок» не удостоился, но театр был замечен и отмечен — «Золотой Маской», по решению жюри, с особой номинацией «За творческий прорыв».
И вот теперь в театре будут красоваться четыре новенькие «Золотые Маски». Екатеринбургский балет «перетанцевал» всех соперников.
Среди новых лауреатов «Золотой Маски» есть ещё наши люди. Спектакль Большого театра «Весна священная» в номинации «Современный танец» удостоен высокой награды как лучший, но его постановщик — не москвичка, а наша Татьяна Баганова, хореограф и руководитель муниципального театра «Провинциальные танцы».
Лучшим композитором в опере признан Владимир Кобекин. Он был и номинантом от Екатеринбурга — за создание мюзикла «Белая гвардия» в Театре музыкальной комедии.
Удостоен «Золотой Маски» за другое произведение и другой спектакль: «Холстомер» в московском Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского. В Екатеринбурге тем не менее знают и гордятся, что композитор — наш знаменитый земляк.
Екатерина Шакшина, “Вечерний Екатеринбург”