В преддверии Нового года студенты музыкальных вузов начинают интенсивную подготовку к профессиональным конкурсам.
Уходящий 2016-й принёс молодым российским музыкантам немало побед в творческих соревнованиях – своих педагогов порадовали и учащиеся Московской консерватории, и Гнесинской академии, и Московского государственного института музыки имени Шнитке.
Что важнее для конкурсанта – победа или участие? Опытные музыканты считают – вне зависимости от результата нужно проявить себя на все сто.
Оперная певица Василиса Бержанская заканчивает Гнесинку.
В ее биографии за последние четыре года было невероятное количество музыкальных смотров – конкурс Елены Образцовой, «Большая опера», которая проводится на нашем телеканале. И ни одного первого места. А в этом году впервые на конкурсе Муслима Магомаева певица получила Гран-при.
«Конкурсы дают очень много. Конечно, после них поступают предложения о концертах, о сотрудничестве с новыми дирижерами»,
– рассказывает Василиса Бержанская.
Дмитрий Машко и Даниил Беликов не только учатся, но и работают – в Симфоническом оркестре под управлением Павла Когана. Карьеру можно считать уже сложившейся, но музыканты на этом не останавливаются, и, конечно, активно участвуют в различных смотрах.
«Последний конкурс был международный в мае этого года – парад ударных инструментов. Я занял вторую премию в номинации мультиперкусии – литавры»,
– делится Дмитрий Машко.
«Такие усердные занятия при подготовке к конкурсу могут только быть в этот период»,
– отмечает Даниил Беликов.
Студент Московской консерватории Константин Хачикян выбрал в прошедшем году для себя необычный конкурс: имени Шопена. В его программу входят исключительно произведения этого композитора.
«Надо было играть вальс, мазурки и полонез, и это все я не играл никогда, это было очень трудно с одной стороны, и с другой стороны, я понимал, что это полезно»,
– делится Константин Хачикян.
В итоге – спецприз за ту самую мазурку, а еще и вдобавок – первая премия. Но теперь, признается пианист, Шопена в свои ближайшие концерты он не включает.
Олег Худяков получил первый приз на конкурсе Веры Лотар-Шевченко, великой пианистки с трагической судьбой. Победу принесла, по его словам, сама атмосфера.
«Как будто второе дыхание у меня открылось, до этого разные ситуации происходили и я как будто бы терялся, а вот на Веру-Лотар Шевченко какой-то дух»,
– признается пианист.
Конечно, студенты не достигли бы таких высот, если бы не их педагоги. Институт имени Шнитке. Преподаватель кафедры народных инструментов Сергей Осокин готовил своего ученика Арсения Строковского для победы в самом престижном конкурсе аккордеонистов – в немецком Клингентале.
Когда-то Осокин и сам побеждал в этом смотре. Строковскому поначалу не удалось взять высшую награду. Победа осталась за ним со второй попытки – в 2016 году. Самым сложным стал третий тур – исполнение современного концерта, который пишется специально для конкурса.
«Обязательные концерты обычно присылают накануне конкурса, а концерт в этом году был финского автора Линтонена, где очень сложная фактура»,
– говорит Сергей Осокин.
Гран-при, первые премии на конкурсах – не повод расслабляться, говорят студенты в один голос. Поэтому в планах у этих музыкантов – участие в новых соревнованиях.
Маргарита Масленникова, Новости культуры