На минувшей неделе в Москве, в Театре имени Вахтангова простились с Юрием Петровичем Любимовым.
Простились с эпохой. Трудно даже определить, какие странные и сложные чувства вызвала увиденная в эти же дни афиша Театра на Таганке, который всю неделю играл спектакли, поставленные Любимовым. Что-то надо решать, вот только что? – из гамлетовских вопросов.
Из новостей недели: контракт дирижера Тугана Сохиева с Немецким симфоническим оркестром Берлина истекает в 2016 году. Продлевать его он не намерен.
По словам Сохиева, решение не продлевать контракт вызвано его желанием сосредоточиться на работе в Большом театре.
Ансамбль Александрова по политическим причинам отказался ехать в Ригу. На странице организаторов гастролей – компании EMconcert – можно прочитать пространный пресс-релиз:
«Дорогие друзья, к сожалению, после долгих переговоров и тщательного рассмотрения мы вынуждены сообщить, что из-за политических причин, всех экономических и культурных санкций между соседними странами, мы должны отложить тур Лондонского королевского филармонического оркестра, а рамках которого Ансамбль Александрова должен был исполнить песни «Битлз». К сожалению, мы вынуждены объявить об этом переносе, несмотря на уже открытые и успешные продажи билетов и большой интерес публики и прессы».
Правда, тут же уже объявлены даты нового тура, причем билеты нынешние будут действительны. Лондонский оркестр и Ансамбль Александрова, если все складываться будет благополучно, выступит в Копенгагене, Таллине, Хельсинки и Стокгольме в марте следующего года. Рига в списке гастрольного тура не значится, а первый концерт должен был состояться именно там 17 октября. Любопытно, что на официальном сайте ансамбля никакой информации об отмене тура нет.
Вообще, культурные санкции между Москвой и Ригой приобретают какой-то невиданный размах. Они не пустили на «Новую волну» Кобзона и Валерию, теперь вот наши включили в «черный список» невъездных латвийского режиссера Алвиса Херманиса, кроме прочего, поставившего «Рассказы Шукшина» в Театре Наций.
Правда, я искренне не понимаю, что так некоторые развозмущались (впечатление, что хотят не Херманиса поддержать, которому эта поддержка на фиг не нужна, а как-то ещё раз проявить себя перед мировым сообществом).
Ведь это Херманис отменил весной, после присоединения Крыма к России, гастроли своего театра в Омске, тем самым сорвав важную часть программы омской «Академии». Это он отменил свое участие в постановке Большого театра. Он назвал Россию «болезнью всего международного сообщества». Он, можно предположить, даже счастлив, что его протест наконец замечен на государственном уровне. А то протестовал, протестовал и всё как-то бессмысленно.
Неподражаемая Чечилия Бартоли на прошлой неделе представила миру свой новый альбом. Он называется «Санкт-Петербург» и посвящен сочинениям итальянских композиторов, написанных для русского императорского двора XVIII века.
Сообщается, что певица работала в архивах Мариинского театра и нашла никому не известные образцы «русского барокко» (ей же приписывается и открытие этого феномена, что, конечно, не совсем верно).
«Записи предшествовала огромная работа по поиску и восстановлению шедевров, проделанная Бартоли в архивах Мариинского театра. Долгое время считалось, что эти ноты и записи были утеряны»,
– сообщает пресс-релиз. Некоторые арии исполнены на русском языке: нельзя сказать, что произношение певицы совершенно, но музыкальная сторона, как всегда, на высоте.
Но не столько художественная сторона предприятия стала предметом обсуждения, сколько финансовая: альбом был выпущен при поддержке фонда одного известного нашего бизнесмена, к слову, сильно задетого нынешними экономическими санкциями, – то есть выпущен альбом на деньги российских бизнесменов, оплативших также и роскошную презентацию диска в Версале.
Что ж, у спонсоров отменный вкус. Теперь певица отправится в европейское турне с презентацией своей новой программ: в ближайшее время певица планирует представить русскую музыку XVIII века в Берлине, Амстердаме, Кельне, Париже, Мангейме, Брюсселе, Гамбурге, Праге, Мюнхене, Вене и других городах. Удивительно, что Санкт-Петербург среди них не значится. Москва – тоже.
В Туле на минувшей неделе назвали имя нового художественного руководителя Областного драматического театра. Им стал Гарольд Стрелков, представление коллективу – в понедельник.
Надо, наверное, напомнить, что новому худруку придётся руководить уже двумя театрами, поскольку документы о слиянии Тульской драмы и Новомосковского драмтеатра уже готовы.
Добавлю ещё, что после того, как областное руководство уволило неугодного им главного режиссёра Дмитрия Краснова, оставив ему, правда, возможность, ставить в этом театре спектакле в качестве уже простого, не главного режиссёра, Стрелков – уже третий худрук.
Был сперва один, из Школы-студии МХАТ, который приехал, объявил планы и больше уже не появлялся, потом почти уже назначили Огарёва, но он в самый последний момент как-то счастливо избежал этой почётной участи, так что официальным вторым стал Ветрогонов. Гарольд Стрелков – уже третий.
Кто бы знал, что эта чехарда началась вскоре после того, как театр не нашел возможным пустить в свои стены какую-то региональную конференцию «Единой России». Шли репетиции, готовилась премьера. Никак не получалось. Теперь наверняка жалеют.
Григорий Заславский, Независимая газета