Очередной приезд Венского филармонического оркестра в российскую столицу после триумфальных осенних гастролей 2013 года с маэстро Кристианом Тилеманном состоялся на сцене Государственного Кремлевского Дворца.
«С Бетховеном наедине» – Венский филармонический оркестр в Москве
За пультом оркестра в этот раз художественный руководитель Чикагского симфонического оркестра Риккардо Мути, награжденный в 2001 году орденом Дружбы за заслуги в развитии и укреплении российско-итальянских культурных связей. Легендарный итальянский дирижер вот уже свыше четырех десятилетий сотрудничает с Венским филармоническим оркестром.
Их совместный творческий альянс успешно стартовал на Зальцбургском фестивале в 1971 году, Риккардо Мути был приглашен дирижировать оркестром на концерте, посвященном 150-летию со дня основания Венской филармонии.
Старейший коллектив Европы был основан в 1842 году композитором и дирижером Отто Николаи, автором оперы «Виндзорские проказницы». График выступлений оркестра расписан на несколько лет вперед.
Венский филармонический оркестр имеет преимущество, с 1933 года он не имеет своего постоянного руководителя – главного дирижера.
В разное время за пультом коллектива стояли легенды дирижерского и композиторского искусства, как Густав Малер, Рихард Штраус, Карл Бём, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Джузеппе Верди, Карлос Кляйбер, Леонард Бернстайн, сэр Георг Шолти, Клаудио Аббадо, Марис Янсонс, Кристиан Тилеманн, Валерий Гергиев.
Предпочтения концертных программ московских гастролей Риккардо Мути отдал исключительно музыке австро-немецких классиков XVIII – XIX веков.
В первом вечере прозвучали Симфония № 48 «Мария Терезия» Франца Йозефа Гайдна, а также венец симфонического наследия Ф. Шуберта – Девятая симфония до мажор («Большая»).
На следующий день австрийские музыканты обратились к наследию В. А. Моцарта. Риккардо Мути блестяще продирижировал 35-ю симфонию («Хаффнер») с ее чарующими мелодиями и галантной танцевальной атмосферой.
Вторая симфония И. Брамса в интерпретации «венских филармоников» оставила самые яркие впечатления. Удивительное чувство ансамбля, ясность пропорций формы, рельефность мелодического рисунка – все эти качества были заметны в игре оркестра. Сдержанная и аристократичная манера дирижирования Риккардо Мути поражала своей естественностью.
На бис музыканты оркестра отважились исполнить искрометную польку Schnelle, соч. 324 Иоганна Штрауса (сына). Маэстро Мути буквально зажег зал своей неистовой энергией, одновременно дирижируя не только оркестром, но и публикой, предлагая ей в такт дружно хлопать в ладоши и не стесняться активного соучастия с оркестром.
Виктор Александров (Москва), ClassicalMusicNews.Ru