«Шостакович вместо сумбура». Так в театре «Геликон-опера» решили назвать концерт, посвященный 110-летию со дня рождения композитора.
Это напоминание о разгромной статье «Сумбур вместо музыки», изменившей всю жизнь композитора. Отсылка к печально известному заголовку – современная иллюстрация античной мудрости – vita brevis, ars longa.
В этот вечер на сцене «Геликона» концерт-спектакль, состоящий из произведений, написанных в непростой период жизни композитора, после выхода разгромной статьи.
«Здесь есть трагические совершенно фрагменты из «Леди Макбет Мценского уезда», здесь еврейские песни, уникальнейший цикл. Тут надо представлять то сложное время, которое было в тот момент»,
– говорит генеральный директор – художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман.
Премьера вечера – сценическая версия сатирической кантаты «Антиформалистический раёк» для четырех басов, чтеца и хора. Произведение стало ответом Шостаковича на критическую статью, где он обвинялся в антинародности и формализме. Это единственное крупное сочинение композитора, где он также – автор текста.
Камерный хор под управлением Владимира Минина исполнил «Десять поэм на слова революционных поэтов». Это первое произведение Шостаковича для хора а капелла.
Композитор использовал тексты малоизвестных авторов конца XIX – начала XX веков. Сам он говорил, что пытался отразить в музыке то «громадное впечатление, которое производила русская революционная песня».
«Произведение конечно получило сталинскую премию и всё то, что называется, – жизнь налаживается. Не поняли, пожалуй, одного, что в этом произведении под флагом осуждения царского режима абсолютно адекватно осуждались те проявления деспотизма и тирании, которые в это время были в Советском Союзе»,
– отметил худрук и главный дирижер Московского камерного хора, народный артист СССР Владимир Минин.
В музыке Шостаковича отразилась целая эпоха мировых войн и грандиозных социальных потрясений. Сам композитор был личностью сложной и противоречивой, но его произведения актуальны и по сей день.