В четвертый раз на сцене концертного зала Свердловской филармонии выступали ведущие российские симфонические коллективы: 6 оркестров, 3 хора, 7 дирижеров, всего – более семисот музыкантов.
Оркестровый саммит – нечто вроде смотра симфонического хозяйства страны – в Екатеринбурге задумали еще шесть лет назад, и с тех пор на нем побывали многие ведущие оркестры, столичные и региональные.
Причем возможность услышать, получить удовольствие, сравнить и стать поклонниками того или иного оркестра имеет не только публика столицы Урала, но и меломаны со всего света – ведь концерты транслируются он-лайн.
По традиции Уральский филармонический оркестр своими выступлениями всегда обрамляет программу: на открытии он играл со своим главным дирижером Дмитрием Лиссом, а на закрытии – с гостем форума, немецким дирижером Франком Берманом.
Второй оркестр филармонии – Уральский молодежный выступал под управлением своего наставника Энхэ.
Акцент на коллективах, где в тесной связке существуют оркестр и хор, “проиллюстрировали” две знаменитые капеллы: из Санкт-Петербурга (художественный руководитель – Владислав Чернушенко, главный дирижёр оркестра – Александр Чернушенко) и государственная симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского.
Региональную Россию представляли два сибирских коллектива с разной историей и послужным списком: оркестр-мэтр – Новосибирский симфонический со своим лидером Гинтарасом Ринкявичусом и оркестр-дебютант, созданный год назад Тюменский симфонический под управлением Евгения Шестакова.
Свердловская филармония проводила Симфофорум в особые для себя дни, справедливо решив, что 80-летие Уральского филармонического оркестра лучше праздновать в кругу друзей, коллег и единомышленников. И, конечно, не речами и папками, а только музыкой.
И музыка звучала, причем самая разная. Программы концертов в этот раз были составлены так, чтоб вспомнить две главные фигуры отечественной музыки XX века, двух знаменитых композиторов-юбиляров 2016-го: прозвучала оратория “Иван Грозный” Сергея Прокофьева и три из пятнадцати симфоний Дмитрия Шостаковича.
Мемориальную ноту поддержало Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. Глинки, представив выставочный проект “История Прокофьева”. А один из вечеров был отдан искусству кино во взаимодействии с музыкой: зрители смотрели и обсуждали знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна “Александр Невский”.
Разный класс оркестров, сложнейшие программы, волнение и “притирка” гостей к акустическим особенностям екатеринбургского зала не помешали случиться музыкальным откровениям, своего рода вершинам фестиваля.
Невероятно сложная концептуально, масштабная Восьмая симфония Шостаковича – бескомпромиссный выбор новосибирского оркестра. У молодого тюменского оркестра блестяще прозвучал бис – оркестровая версия “Исламея” Балакирева.
Уральский молодежный не побоялся вставить в программу российскую премьеру сочинения Ольги Викторовой “Lux aeterna”. Питерская капелла прозвучала совсем иначе в “своем” жанре оратории, нежели в чисто симфоническом, а солист-чтец Юрий Лаптев, которого все знают как певца и режиссера, выказал себя недюжинным актером с огромным диапазоном интонаций и тембров.
Тема собирания земель непреклонным российским государственником Иваном Грозным, видимо, оказалась ему и всей Капелле как-то особенно близка. Завершившая фестиваль Пятая симфония Малера в исполнении УАФО с Франком Берманом поставила хорошую точку в музыкальном марафоне.
Деловая часть форума была, как обычно, насыщенной. В работе семинара Союза концертных организаций (СКОР) приняли участие директора концертных организаций и руководители PR-подразделений, представители 23 регионов России.
Как всегда был представлен мониторинг деятельности региональных оркестров – и это были красноречивые цифры! В связи с этим уже не в первый раз поднималась проблема категорийности оркестров страны и необходимость создания некоего положения, регламентирующего деятельность в этой сфере.
Актуальными темами для участников семинара стали проблемы современного информационного пространства, а также дискуссия о роли музыкальной критики и журналистики.
Гость форума дирижер Франк Берман (Германия):
“Симфонический форум – замечательная идея. Я сразу подумал, как интересно было бы сделать подобное в Германии, там так много хороших оркестров, и именно в небольших городах.
Мне нравится в этой идее то, что публика ходит каждый вечер, обсуждает, анализирует, сравнивает, в общем, говорит о музыке! И этот дискурс, этот большой резонанс, который я чувствую – великолепный итог фестиваля. Вообще, я под большим впечатлением.
Отношение к музыке здесь в филармонии – достойно уважения, и я чувствую себя среди коллег. Вот сейчас я играю австро-немецкую музыку с русским оркестром. Для меня это важный опыт. Есть ли разница в менталитете? Конечно.
Но не будем мыслить штампами: что, якобы, немцы все рациональны, а русские – эмоциональны. Бывают разные люди и здесь, и там. Важен интерес к новому, открытость.
Беда в том, что все как бы знают – как нужно играть ту или иную музыку. Вот мы в Германии как будто всегда знали, как нужно играть Баха. Но когда пришла эпоха исторически ориентированного исполнительства, музыка зажила новой жизнью.
Я слушал Уральский молодежный оркестр – какой потенциал у этого коллектива! И не только технический, но прежде всего, их личностный, эмоциональный, с каким отношением музицируют эти молодые люди!
Кто-то из великих сказал, что музыка – это одна из главных потребностей человека, основной инстинкт и здесь в России это как-то по-особому чувствуется.”
Лариса Барыкина, “Российская газета”