В Большом зале Консерватории завершился V фестиваль «Дню Победы посвящается…».
Майские дни по доброй традиции наполнены самыми разными программами в честь Великой Победы.
Звучат замечательные популярные патриотические песни: без них, конечно, не обошлись и на фестивале Московской консерватории. Концепция проекта, придуманного известным музыкантом, дирижером Александром Соловьевым, шире и многообразнее: он собрал все шедевры, так или иначе отражающие военную тему, — музыку симфоническую, камерную, хоровую, фрагменты театральных постановок, музыкально-литературные композиции, даже пластическую драму.
В афише — неизменно серьезные коллективы: детские и взрослые, не только столичные, но региональные и зарубежные. Закономерно, что комиссия, определяющая лауреатов учрежденной Министерством обороны премии в области культуры и искусства, отметила Специальным дипломом команду форума — такой подарок к первому пятилетию.
Как всегда, программы объединила сквозная тема, в нынешнем году — «Мы вместе — Бессмертный полк». Александр Соловьев рассказывает, что
«название было придумано совместно с директором департамента культуры Министерства обороны РФ Антоном Губанковым и художественным руководителем Ансамбля песни и пляски Российской армии Валерием Халиловым, стоявшими у истоков проекта. Светлой памяти этих безвременно погибших выдающихся деятелей отечественной культуры мы посвятили ряд программ и мемориальную выставку в БЗК».
На огромном экране транслировались архивные фотографии: улыбающийся Валерий Михайлович рядом с Александрой Пахмутовой и Иосифом Кобзоном — эпиграф концерта-открытия, на котором оркестр Минобороны под управлением Сергея Дурыгина исполнял музыку Халилова, а также сочинения Рахманинова (солисты — пианистка Анастасия Максюта и органистка Евгения Кривицкая) и великие песни военных лет.
Оригинальный видеоряд с картинами художника Аркадия Пластова и кадрами кинохроники 1940-х внес неожиданные контрапункты.
В Рахманиновском зале блестяще выступили воспитанники двух старейших учебных заведений России: ЦМШ при Московской консерватории, кузницы лауреатов, и Суворовского военного училища, чьи воспитанники блеснули не только музыкальным профессионализмом, военной выправкой, но и виртуозным артистизмом.
Кульминацией стал концерт-закрытие. Выбор оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого — не только дань памяти жертвам фашизма, но и приношение к юбилею композитора, которому в эти дни исполнилось бы 80 лет.
Замечательный мелодист, человек тонкой души, чистой совести и честной памяти, он своим творчеством противостоял пагубной тенденции «закрывать глаза» на зло, замалчивать трагедии. В этом «сглаживании истории» справедливо видел возможность их повторения и потому не молчал, напоминая о страшном и непоправимом зле.
«Бабий Яр» Кривицкого — это осмысление, предостережение и путь преодоления: сочинение, пролежавшее после премьеры четверть века «в столе», дождалось возрождения.
За дело взялась команда молодых, возглавляемая Соловьевым и режиссером Андреем Цветковым-Толбиным, рискнувшая взвалить на себя груз страшных воспоминаний и собрать для исполнения сильнейший творческий состав.
Центральный пограничный ансамбль Федеральной службы безопасности РФ и Тульский государственный хор стали — как в античной трагедии — и соучастниками, и комментаторами драмы, обличая невидимых убийц, обращаясь с молитвой к Всевышнему. Буквально «с небес» им отвечали ангельские голоса детского хора «Пионерия», звучащие над залом, с балконов первого амфитеатра.
Несомненной удачей постановки оказалось приглашение на сольные партии солистов оперных театров: Анастасии Белуковой, Сергея Радченко и Романа Улыбина, а на роль Чтеца — народного артиста России Евгения Герчакова. Он безыскусно перечислял цифры убиенных:
«Те, кто видел это разорение, могли сказать, что оно было не меньшим, чем то, которое описал Иосиф при разрушении Иерусалима, а Фукидид — во время Пелопоннесской войны».
Музыку Кривицкого, построенную на контрасте красивых гармоничных лирических тем и сметающих их апокалипсических тутти, безупречно исполнил Симфонический оркестр «Новая Россия» Юрия Башмета под управлением Владислава Лаврика, собравшего под единые знамена всю артистическую рать.
Елена Федоренко, “Культура”