Премьера в Бордо оперы-балета, посвященному звезде «Русских сезонов» Вацлаву Нижинскому, ознаменовалась аншлагом.
Необычное произведение, в котором танцоры разговаривают, а оперные певцы в меру сил у умений пританцовывают на сцене, было создано германским композитором Детлевом Гланертом в 2007 году.
За прошедшие семь лет произведение оставалось малоизвестным французским меломанам и любителям балета, хотя на Западе Гланерт является весьма крупной фигурой современной академической музыки.
Ранее он уже прославился своим оригинальным опусом «Театральный бестиарий. Песни и танцы для большого оркестра». Методу сочетания оперного вокала с хореографической драматургией автор остался верен и при переносе на сцену дневниковых записей Нижинского. В ряде сцен актеры и певцы даже перебивают друг друга, читая тексты Нижинского.
Либретто создано германской писательницей Каролин Ситтиг по знаменитым «Дневникам», точнее — «Тетрадям» Нижинского, причем, не по подвергшейся цензуре (рукой его жены) версии издания 1936 года, а уже верной оригиналу публикации 1999 года.
Дневниковые записи Нижинский вел с 19 января по 4 марта 1919 года, начав их после своего последнего публичного выступления в Монтевидео и завершив до того, как его поместили в одну из швейцарских клиник для душевнобольных. Отсюда человек, умевший раньше летать по сцене как птица, вышел лишь незадолго до своей смерти.
В «Тетрадях» Нижинский выступает не как литератор, а как человек, излагающий свои мысли на самые разные темы — от чисто бытовых до размышлений о Боге и вере, включая и печальные взгляды на человечество, только что завершившее кровавую Первую мировую войну.
Значительное место уделено и весьма сложным отношениям Нижинского с Сергеем Дягилевым, а также охватывающей сознание танцора неизлечимой душевной болезни.
На сцене все это воплощается в интенсивное музыкальное и хореографическое повествование. Примечательно, что все действующие лица – два оперных певца, два танцора и два актера, все они играют одного Нижинского, что позволяет придать действию особую напряженность.
Как признает сама Каролин Ситтиг, выступающая и в роли режиссера, найти способных хоть как-то танцевать оперных певцов было весьма сложно. Не проще оказалась и ситуация со способными к диалогам и монологам танцорами.
Декорация в спектакле, которому намеренно придан камерный характер, по его ходу не меняется — это установленная в середине сцены конструкция из ящиков, чемоданов и сундуков, словно напоминающая о неустроенном актерском образе жизни главного героя.
Хореография оперы-балета создана выходцем из Македонии Игорем Кировым, возглавляющим также базирующуюся в Дрездене труппу «Kirov Dance Company».
Сама Каролин Ситтиг намерена в ближайшее время приступить в Опере Бордо к еще одной работе на российскую тему – постановке одноактной оперы «Скрипка Ротшильда».
Произведение создавалось по одноименной повести Чехова любимым учеником Шостаковича – Вениамином Флейшманом с 1939 года. Однако в 1941 году композитор погиб при обороне Ленинграда и оперу вынужден был дописывать и оркестровать сам Шостакович.
«Это прекрасная опера — тонкая и печальная»,
– говорил о ней мэтр.
Работу Шостакович закончил в 1944 году, однако до 1960 года произведение в СССР не исполнялась. Теперь оно появится на сцене знаменитой оперы Франции вслед за рассказом о Нижинском.