В краевой филармонии состоялся необычный вокальный поединок – «Дуэль теноров и басов», благодаря которому по разные стороны барьера оказались исполнители мирового уровня – знаменитые теноры и басы.
Таков авторский проект Давида Гвинианидзе – президента фонда «Таланты мира», попытавшегося перенести дуэльный кодекс в сферу оперного искусства. Если говорить о творческих поединках, то мировой истории известны, скорее, состязания в области поэзии. Тем оригинальней выглядел эксперимент организаторов, пригласивших к барьеру обладателей разных мужских голосов.
Перед барнаульской публикой, которая, кстати, выступила в качестве суда чести, предстали три тенора (Антон Иванов, Георг Эннарис, Алехандро Олмедо) и три баса (Дмитрий Агеев, Владимир Огнев, Андрей Жуков) – известные оперные певцы. Они-то и представили в первом отделении концерта нечто вроде своих визитных карточек – отрывков из известных опер, исполненных вместе с симфоническим оркестром краевой филармонии (дирижер – Дмитрий Лузин). Причем, заявляя о себе, исполнители продемонстрировали верх артистизма.
Буквально с первых минут подкупил публику тенор Георг Эннарис, представляющий театр «Колон» (Аргентина) и Оперный театр города Рио-де-Жанейро (Бразилия). Он направо и налево посылал воздушные поцелуи, протягивал руки навстречу публике, призывая ее не оставаться беспристрастной.
Кстати, исполнив отрывок из оперы «Паяцы», любвеобильный артист бросился целовать руки скрипачкам из симфонического оркестра, а потом, удаляясь, долго еще рассылал в зал невидимые поцелуи. Горячо встречала публика еще одного заграничного гостя – тенора Алехандро Олмедо (Опера «Мехико-сити»), темпераментно исполнившего арию принца Калафа из оперы «Турандот».
К команде лирично и сладкоголосо звучащих теноров присоединился и наш артист – Антон Иванов из Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Однако обладатели высокого мужского голоса по законам поединка бросили перчатку трем соперникам, из числа которых явным любимцем публики стал Владимир Огнев – солист Новосибирского театра оперы и балета. Он был представлен как один из лучших басов России (кстати, долгое время артист сотрудничал с Большим театром, где его считали настоящим бриллиантом), ярко проявившим себя не только в оперной, но и песенной номинации. Так, исполняя арию Мельника из оперы «Русалка», Владимир Огнев, что называется, вошел в роль – ковыляя, расхаживал по сцене, то и дело используя ворчливые интонации, присущие отцу нерадивой дочери.
Горячо встретила публика и «Вернись в Сорренто» – знаменитую неаполитанскую песню из репертуара практически всех оперных знаменитостей. Правда, перед ее исполнением Владимир Огнев стал подтрунивать над вышедшим на сцену мексиканским тенором Алехандро Олмедо, а потом заявил, мол, нет ни одного тенора, который не хотел бы стать басом, на что его оппонент с достоинством ответил: «Зато обладатели баса завидуют репертуару теноров!».
Но ссоры не произошло – артисты пожали друг другу руки и на время поменялись ролями. Если первый спел известное произведение из репертуара Робертино Лоретти, то второй – «Песню влюбленного солдата», предназначенную для низких голосов. Потом же обладатели самого высокого и самого низкого мужского голоса вообще решили объединиться и исполнили дуэтом «Песню моряков» – одно из редких произведений, предназначенных для исполнения теноров и басов.
Время от времени в шутку препираясь друг с другом, они поведали зрителям, что практически все партии героев-любовников в оперной классике написаны специально для теноров, в то время как исполнители басовых партий больше способны выразить всю глубину переживаний героя, а потому назначаются на роли, полные драматизма.
В общем, в этой дуэли не оказалось однозначных победителей. Зал одинаково рукоплескал и сладкоголосым тенорам, и обладателям бархатного баса. Однако, судя по овациям, все же можно было выявить фаворитов этого вечера: ими стали Георг Эннарис, Алехандро Олмедо и, безусловно, Владимир Огнев.
Наталья Катренко, info-vb.ru