Раскинувшийся в окружении Шварцвальдских предгорий Баден-Баден – жемчужина курортного юго-запада Германии, славится своей многовековой историей и романтической атмосферой.
В эти дивные своей неповторимой красотой места любили приезжать известные деятели культуры и искусства: Гюго, Брамс, Шуман, Берлиоз, русские гении: Гоголь, Тургенев, Толстой, Чехов… В Баден-Бадене были созданы многие замечательные произведения отечественной литературы.
Культурная жизнь в немецком городке ни на секунду не прерывается. Здесь работают картинная галерея, музей Фридер Бурда, старейший в Германии Городской драматический театр, Курхаус и Казино.
Концертный зал Фестшпильхауса (Дворец Фестивалей), расположенный в центре города, ежедневно посещают сотни туристов и жителей города. Здесь устраиваются концерты и спектакли с участием звезд мирового исполнительского искусства.
Зал способен вмещать в себя до 2500 зрителей. В течение года там проходят крупнейшие международные музыкальные фестивали классической музыки: Зимний, Летний, Осенний и Троицкий. В 2012 году к ним добавился Пасхальный фестиваль с участием Берлинского филармонического оркестра. За последние годы он стал чрезвычайно востребованным и элитарным.
Отмечу, что Берлинский филармонический оркестр долгое время был гостем другого Пасхального форума в Зальцбурге, основанного легендарным Гербертом фон Караяном. В последние годы оркестр вместе со своим нынешним музыкальным руководителем сэром Саймоном Рэттлом перебрался в Баден-Баден, где ежегодно участвует в ряде концертных и театральных программ Пасхальной музыкальной недели.
Основное внимание на Пасхальном фестивале уделено оперным представлениям, симфоническим и камерным концертам, ряду образовательных проектов. Наряду с Фестивальным концертным залом задействованы и другие сцены города, о которых речь шла выше. Художественное руководство Пасхальным фестивалем осуществляют Общество Берлинского филармонического оркестра совместно с дирекцией Концертного зала Баден-Бадена.
Пасхальный фестиваль в этом году открылся 27 марта премьерой комической оперы Рихарда Штрауса «Кавалер роз» (постановка немецкой певицы и режиссера Бригитты Фассбендер).
В спектакле участвовали звезды мировой оперной сцены: немецкое сопрано Аня Хартерос (Маршальша), британский бас Питер Роуз (Барон Окс), а также чешка Магдалена Кожена (Октавиан) и блистательное колоратурное сопрано из Австрии Анна Прохазка (Софи).
“Кавалер роз» принадлежит к числу самых известных опер Рихарда Штрауса, с ее настроеними декадентской эпохи, закатом романтических идеалов и пестрой буффонадой. Композитор признавал, что сюжет оперы “пронизан идеей времени и тех изменений в жизни, которые приносит время не только в отношения людей, но и в социальные условия”.
“Венский маскарад и ничего больше”
– эти слова Маршальши характеризуют ядро комедии. Но, по мнению режиссера, под маской скрыты и более серьезные смыслы. Штраус подобно Моцарту в своих комических операх, “стремится к философской глубине в домашнем контексте”.
Мелодии Рихарда Штрауса пронизаны венским шармом и обаянием, музыка оперы полна танцевальных ритмов и прелестных созвучий.
Берлинский филармонический оркестр в руках сэра Саймона Рэттла был совершенен и выразителен: поэтичный легкий звук, стихия вальсовых ритмов и декоративная оркестровая манера письма в сочетании со сложнейшими вокальными ансамблями просто не могли не восхищать зрителей.
Каждый из героев спектакля отличился своей яркой характерной игрой, превосходной вокальной техникой и безупречностью интонаций стиля.
Еще одним ярким проектом смотра стало исполнение драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста» с участием Детского и Государственного хора Штутгартской оперы, мужского филармонического хора Вены и Берлинского филармонического оркестра во главе с Саймоном Рэттлом. Хрупкий нежный образ Маргариты создала американское лирико-колоратурное сопрано с ирландскими корнями Джойс ДиДонато, мятущегося Фауста – американский тенор Чарльз Кастроново. В партии коварного злопыхателя Мефистофеля французский баритон Людовик Тезье.
Берлинский филармонический оркестр выполняет резидентскую функцию на фестивале.
Слушателям предоставляется уникальная возможность услышать самые лучшие и яркие концертные программы сезона как с главным дирижером, сэром Саймоном Рэттлом, так и с приглашенными маэстро. Несколько концертов провели выдающиеся дирижеры современности – Бернард Хайтинк и Риккардо Шайи, успешно сотрудничающие с немецким коллективом вот уже долгие годы.
Бернард Хайтинк продирижировал программу из произведений Л. Бетховена.
Наряду с Шестой «Пасторальной» симфонией прозвучал Концерт для скрипки с оркестром (солистка – Изабелла Фауст).
Итальянец Риккардо Шайи, ныне возглавляющий Лейпцигский Гевандхауз оркестр, представил свою интерпретацию Третьей симфонии С. В. Рахманинова с ее элегической грустью и ностальгией.
В той же программе прозвучали: оркестровая увертюра Ф. Мендельсона-Бартольди «Рюи Блаз» и жемчужина романтической лирики – Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана. Изначально сольную партию должна была исполнить Марта Аргерих, но ввиду ее болезни, организаторам смотра пришлось найти быструю замену в лице успешного молодого немецкого пианиста с русскими корнями Игоря Левита. Он поразил публику глубоко личностной манерой игры, благородным туше и гибкой фразировкой. Пианист издавал звуки поистине неземной красоты под выразительный аккомпанемент Берлинского филармонического оркестра под управлением Риккардо Шайи.
Берлинский филармонический оркестр был активно представлен на фестивале своими камерными составами. Ежедневно на разных площадках города звучала камерная музыка в исполнении квартетов и трио, составленных из солистов оркестра Берлинской филармонии.
Ансамбль «Филармоническая Камерата Берлин» адресовал публике Малеровского зала «Доринт отеля» роскошный музыкальный сувенир из Австрии. Прозвучали редко исполняемые на концертной сцене сочинения для камерного ансамбля австрийских композиторов XIX-XX веков: Франца Шрекера, Арнольда Шёнберга и Густава Малера.
Не менее интригующим стал еще один дневной концерт камерной музыки с участием замечательных концертмейстеров Берлинского филармонического оркестра: Дайшина Кашимото (скрипка), Людвига Квандта (виолончель), Эммануэля Пайю (флейта) и Венцеля Фукса (кларнет). В сопровождении французского пианиста Эрика Ле Саж они исполнили произведения Альбана Берга, Йозефа Гайдна и Арнольда Шёнберга.
Пасхальный фестиваль в Баден-Бадене еще имеет и важнейшую образовательную функцию. В рамках смотра ежегодно участвуют молодые музыкальные коллективы и камерные ансамбли.
В 2015 году в ходе европейского турне на сцене Фестшпильхауса выступил Национальный молодежный оркестр Германии (Bundesjugendorchester), который существует уже 45 лет и считается одним из ведущих молодежных оркестров мира. С коллективом регулярно сотрудничают сэр Саймон Рэттл, Густаво Дудамель, Андрис Нельсонс, Курт Мазур, Андрей Борейко и многие другие.
В Баден-Бадене за пультом Национального молодежного оркестра Германии сменяли друг друга сэр Саймон Рэттл и его коллега Карл-Хайнц Штеффенс – универсальный многогранный музыкант. Cчитаясь одним из лучших кларнетистов мира, Карл-Хайнц Штеффенс долгое время занимал почетную должность солиста-кларнетиста в оркестре Берлинской филармонии. Но в последние годы он приобрел международную известность и как дирижер.
В Баден-Бадене Штеффенс весьма эмоционально продирижировал Четвертую симфонию П. И. Чайковского. Ну а в первом отделении Саймон Рэттл увлек молодых музыкантов оркестра в мир романтических образов Восьмой «Неоконченной» симфонии Франца Шуберта.
Уже стала известна программа следующего Пасхального фестиваля, который состоится весной 2016 года с участием Берлинского филармонического оркестра. Одним из главных событий станет премьера оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в постановке польского режиссера Мариуша Трелиньского. Солистами на пасхальных концертах выступят звезды мирового исполнительского искусства: Йо-Йо-Ма (виолончель, США) и пианистка из Японии Мицуко Учида. За пультом оркестра Берлинской филармонии будут стоять сэр Саймон Рэттл и Янник Незе-Сегён.
Виктор Александров, Баден-Баден (Германия), ClassicalMusicNews.Ru