5 февраля 2018 на сцене Санкт-Петербургского Театра эстрады имени Аркадия Райкина прошел редкий и необыкновенный концерт.
Музыкальный проект «Три баса-профундо» представил I часть из цикла программ «Песенные шедевры советского кино».
Не имеющий аналогов в мировой практике проект «Три баса-профундо» существует без малого десять лет.
Он возник в Санкт-Петербурге в 2009 году по инициативе Владимира Миллера — обладателя уникального голоса, заслуженного артиста России, солиста Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга и приглашенного солиста Мариинского театра.
Певец, пианист и аранжировщик, дипломированный музыковед и автор печатных работ Владимир Миллер стал не только генератором идей, но и участником и продюсером проекта.
С момента основания в «Трех басах» также поет заслуженный артист Республики Карелия Михаил Круглов, а в 2012 году к проекту (сделав его российско-украинским) присоединился солист Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко Сергей Крыжненко.
Три сладкоголосых тенора — это больше для «оперной» западной публики. Три баса с максимально низкой тесситурой — это так по-русски!
К слову, и Владимир Миллер, и Михаил Круглов уроженцы Сибири, что вкупе с уникальными голосами, богатырским ростом и фактурой прекрасно «работает» на концертно-сценический образ всех участников трио.
Главная идея проекта заключена в соединении редких глубоких басов («рrofundo» в переводе с итальянского означает «глубокий») в виртуозный ансамбль солистов. Каждый голос здесь значим и неповторим, но, имея свою яркую и нередко сольную партию, все они соединяются в сложное и разное многоголосие — от фольклорных подголосков или чеканных «кантовых» созвучий к изощренному полиритмическому и политекстовому контрапункту.
Да, эти голоса сами по себе магически завораживают, по силе воздействия они подобны большим церковным колоколам или самым низким трубам органа, и восприятие слушателя входит в особый «резонанс» с их звучанием. Но такое «умное» многоголосие, такие оригинальные в своей новизне аранжировки не могут не поражать и не радовать ту часть публики, которая способна их оценить.
За прошедшие годы ансамбль басов выступал в сопровождении фортепиано, органа, смешанного хора, симфонического, камерного и народного оркестров, а также a cappella — с популярной мировой классикой, ариями из опер, романсами, народными песнями и песнями советских композиторов.
Многочисленные города России от Хабаровска до Мурманска, филармонические залы и театры европейских стран — такова география гастролей, проходящих с неизменными аншлагами. В декабре 2010 года «Три баса-профундо» пели в Большом Кремлевском дворце в Москве на вручении премий Фонда Андрея Первозванного в присутствии Святейшего Патриарха Кирилла.
В апреле 2017 года в Светлановском зале Московского международного Дома музыки с огромным успехом прошел совместный концерт «Трех басов-профундо» и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова.
Удивительно, но вследствие интенсивной гастрольной деятельности коллектива концерты трио в Санкт-Петербурге — явление довольно редкое (в предыдущий раз такой концерт состоялся в зале Академической капеллы в феврале 2014 года).
И вот долгожданный вечер в Театре эстрады, открывающий целую концертную серию. В полном объеме эта трехчастная программа-антология состоит из 78 лучших и любимейших советских песен, шагнувших с экрана.
Все аранжировки написаны Владимиром Миллером специально в расчете на уникальные возможности самых низких в мире голосов в сопровождении фортепиано. Чутким концертмейстером-ансамблистом в камерных концертах трио басов неизменно выступает доцент Санкт-Петербургской консерватории пианист Михаил Бузин.
Но в программе песенной киноклассики Михаил Бузин раскрыл еще одну свою грань — блестящее владение искусством эстрадно-джазового рояля.
Первый концерт включал песни из культовых советских кинофильмов 1932–1958 го-
дов. Эти наполненные событиями 25 лет в истории отечественного кино и массовой песни в полной мере отразили историю народа и страны. Рабочие стройки, колхозные поля, моряки, летчики, трактористы, спортсмены, любимые девушки и верные жены — и здесь же постоянная готовность к бою, готовность держать удар и дать отпор недремлющему врагу.
Предваряя выступление, Владимир Миллер адресовал концерт не только тем, чьи детство и молодость совпали с героической и суровой эпохой, но прежде всего своим ровесникам и их детям:
«Пусть этот концерт поможет нам познать логику истории и попытаться лучше понять наших отцов и дедов».
Отдельной похвалы заслуживает составление текста программки — с дотошным упоминанием года выхода фильма, имен режиссера и авторов песни. Среди композиторов Д. Шостакович, И. Дунаевский, Н. Богословский, Т. Хренников, В. Соловьёв-Седой, Ю. Милютин, Б. Мокроусов,
М. Фрадкин, А. Пахмутова и другие (остается только ностальгировать по временам, когда такие мастера работали в непритязательных массовых жанрах).
На протяжении двух отделений публика всех возрастов могла насладиться слаженным ансамблевым пением и берущими за душу сольными номерами. Бархатный, невероятно объемный тембр Владимира Миллера в самых лиричных опусах («Сердце», «Темная ночь») ярко оттенялся «трубным гласом» настоящего русского октависта Михаила Круглова («Черный ворон», «Тучи над городом встали»).
Широкую оперную кантилену и полнозвучие не только нижнего, но и верхнего басового регистра продемонстрировал Сергей Крыжненко («Капитан», «Когда весна придет, не знаю»).
Впечатления были порой самыми неожиданными. «Песня о встречном» Шостаковича прозвучала ошеломляюще странно: вместо привычной высоты подвижных голосов женской группы хора — эффект профундо!
А в «Каховке», «Песне о Родине» и «Комсомольцах-добровольцах» новое переложение органично укрупнило и усилило знакомую мужественную выразительность. В атмосфере второго отделения становилось все меньше обязательной и неизбежной для песен тех лет идеологии, а вечно живой любовной лирики и неистребимого юмора — все больше.
Певцы проявляли актерское мастерство и вступали в театрализованный диалог, а комизм подчеркивался сугубо музыкальным остроумием аранжировок с использованием вокализа и даже фальцета.
И как приятно было услышать «Не кочегары мы, не плотники» в юбилейный для автора Родиона Константиновича Щедрина концертный сезон!
В самые эмоциональные моменты немного не хватило единения зала, хотелось петь всем вместе эти вечно молодые песни, которые пережили поколения и содержат куда больше изначально заложенного в них смысла.
Однако чопорную и по-северному сдержанную петербургскую публику не так просто «завести» в едином порыве. Подпевали многие, но как-то интимно, вполголоса и каждый о своем. Да и неловко было бы таким «любительским хором» вмешиваться в вокальное совершенство.
Но с другой стороны, в исполнении «Трех басов-профундо» советская песенная классика получила именно классическое прочтение. Заигрываний с молодежью через псевдоосовременивание такого материала (в популярных обработках под фонограмму с дешевой «минусовкой») сейчас предостаточно, а высокий академизм и проникновенное, по-настоящему живое звучание — редкость.
Ждем вторую и третью части этой большой программы-антологии в течение 2018 года.
Галина Осипова, “Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник”