Екатеринбургский театр оперы и балета привез на «Золотую маску» колоритную диковинку – оперу Филипа Гласса «Сатьяграха».
Филипа Гласса в России знают больше как композитора, создающего музыку для кино. Его мощные саундтреки к фильмам «Койянискаци», «Шоу Трумана», «Иллюзионист», «Часы» принесли Глассу мировую известность. Музыку композитора цитирует Андрей Звягинцев в двух своих работах, ею открывают Олимпийские игры, она появляется даже в сериале «Клиника» и компьютерной игрушке GTA.
Но назвать Гласса композитором прикладного значения ни за что не повернется язык. У него немало сильных творений в академических жанрах. Например, двадцать четыре оперы, ни одна из которых до недавних пор не была поставлена на росссийской сцене.
«Сатьяграха» – вторая часть глассовской трилогии «Портреты», которая посвящена людям, «переломившим ход истории». К этой опере в 2014 году обратился Екатеринбургский театр оперы и балета. Режиссером выступил Тадеуш Штрассбергер, дирижером – Оливер фон Дохнаньи.
«Сатьяграха» – трехчасовая цепь медитативных эпизодов, связанных с жизнью ее главного героя – Махатмы Ганди. Опера написана на санскрите с цитатами из «Бхагаватгиты». Помимо основных действующих лиц (Ганди, его жены, соратников, Кришны и Арджуны), в каждом из трех актов возникает один из значимых исторических персонажей – Лев Толстой, Рабиндранат Тагор (с ними Ганди вел переписку в течение жизни) и Мартин Лютер Кинг, которого композитор считает прямым последователем идеи Ганди несопротивления злу насилием.
В опере напрочь отсутствует напряженное развитие действия (равно как и само действие в привычном понимании этого слова). Минимализм Гласса с бесконечно повторяющимися музыкальными и текстовыми структурами, с одной стороны, дает режиссеру большую свободу для интерпретаций, а с другой – не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Все же удерживать внимание публики на протяжении трех часов без экшена и драматического накала – задача не из легких. Но постановщики с нею справляются блестяще, создавая спектакль сценически интересный и переводя его медитативность в глубокое, внутреннее развитие.
Необычайно хорош в главной роли Владимир Чеберяк, который не только внешне очень похож на индийского лидера, но и прекрасно передает тонкие нюансы каждой фразы своего персонажа.
Одно из ярких мест в постановке – призыв Ганди к соотечественникам во втором действии, который становится психологически сложным монологом, по своей искренности и внутреннему надрыву напоминает молитву на грани отчаяния (и это при отсутствии напряженного внешнего действия).
Дирижер Оливер фон Дохнаньи прекрасно держит оркестр, в котором отсутствуют медная и ударная группы, делая его чуть ли не главным действующим лицом постановки. Скрупулезное внимание к деталям, новые и новые оттенки для каждой из многочисленных повторяющихся фраз, плавный и точный жест, – вот что, пожалуй, делает его сильным конкурентом в номинации «лучшая работа дирижера».
Опера уже получила многочисленные положительные отзывы критиков и даже вошла в шорт-лист Первого ежегодного приза музыкальной критики, уступив пальму первенства музыковеду Полине Вайдман из музея Чайковского в Клину, которая взялась за издание авторской редакции полного собрания сочинений Петра Ильича.
Постановку «Сатьяграхи» можно смело называть прорывом и новой вехой для российской оперной сцены, переполненной классическими и «режоперскими» интерпретациями «Онегиных» и «Травиат».
Наталия Сергеева, радио “Орфей”