«Говори мало – делай много» – сочинение с таким названием прозвучало в Большом зале консерватории. Название говорящее, этим призывом ансамбль «Студия новой музыки» руководствовался все 20 лет своего существования. В юбилейном сезоне «студии» звучат только российские премьеры.
Минувшим вечером музыканты под управлением Игоря Дронова исполнили сочинения авторов из пяти стран: Италии, Франции, Австрии, США и России.
Это в классическом репертуаре внимание направлено только на звучание, при исполнении современной музыки значение имеет каждая деталь. За считанные минуты до концерта Владимир Тарнопольский и Игорь Дронов расставляют инструменты, корректируют их звучание с помощью звукорежиссера, отсматривают видеопроекции.
Парадокс, но факт: музыка художественного руководителя ансамбля «Студии» Владимира Тарнопольского чаще звучит на Западе. Последний раз в России премьеру его сочинения оркестранты исполняли восемь лет назад.
«Ситуация с нашим репертуарным оркестром напоминает нашу ситуацию с экономикой. Есть много продукции, которую они производят, но она мало кому нужна, такая же ситуация с оркестрами, с их репертуаром»,
– считает Владимир Тарнопольский.
Продолжает, прекрасные оркестры, залы, но практически все программы закрыты для музыки ХХ века. К примеру, его сочинение «Истанбул» уже услышали в Берлине, Вене, Венеции, Амстердаме и Базеле. И только сейчас эту музыку услышали в Москве.
Что ни концерт – то премьера; оркестранты к такому темпу жизни привыкли.
«Редко, к сожалению, сочинения повторяются. У нас есть какой-то репертуарный набор, но с молодыми авторами, с вновь созданными сочинениями, часто достаточно сложно работать. Произведения исполняются один раз. Нам иногда обидно, но это специфика работы коллектива»,
– говорит виолончелиствка Ольга Галочкина.
На многих концертах присутствуют сами авторы. Корректируют, разъясняют, уточняют. Дирижер Игорь Дронов Большой театр променял на ансамбль «Студия новой музыки», о чем – не жалеет. Смеется: разве там он смог бы также свободно и легко беседовать с живыми композиторами?! За 20 лет вместе с коллективом открыл миру многие партитуры современных авторов. Этот вечер – исключением не стал.
«Мы много музыки сыграли за 20 лет. Мы выбрали самых крупных композиторов, которые сегодня представляют современную музыку»,
– рассказывает Игорь Дронов.
Взяв на себя функции гида, дирижер с коллективом знакомит с современными музыкальными направлениями. Фьюжн, авангард, экспериментальный рок – этих понятий бояться многие музыковеды: оркестранты же с ними – «на ты», владеют не только теорией, но и практикой.