Четвертый день международного фестиваля оперного и балетного искусства был посвящен одной из самых «светлых» русских опер.
Сказочный сюжет о слепой принцессе датского писателя Генрика Герца, положенный на музыку Петра Чайковского, в театре оперы и балета республики больше 20 лет назад поставила Ия Бобракова.
Главный режиссер театра Илья Можайский восстановил оперу, главные партии в которой исполнили солисты Международной академии музыки Елены Образцовой, ученики народного артиста России Владимира Ванеева.
Короткая лирическая опера, впервые поставленная в 1892 году – за год до смерти великого композитора – в Мариинском театре, стала последней оперой Чайковского и своеобразным итогом не только его поисков сильной, но поэтической драмы, которая могла бы лечь в основу музыкального произведения, но и своеобразным идейно-творческим резюме: чудесное прозрение слепой от рождения Иоланты символизирует пробуждение души, познавшей любовь, и торжество человеческого духа, способного преодолеть любые испытания.
Легкая, но и глубокая, волнующая и отзывающаяся на самые тонкие движения души опера, прочно вошла в мировой репертуар.
Для премьеры восстановленной «Иоланты» в рамках фестиваля «Сыктывкарса тулыс» в столицу республики были приглашены шесть солистов Международной академии музыки Елены Образцовой, сумевшие за крайне короткий репетиционный период создать удивительно органичный – несмотря на молодость исполнителей относительно их персонажей – актерский ансамбль.
Юлия Ложевская – Иоланта, дочь провансского короля Рене – продемонстрировала не только выдающиеся вокальные, но и драматические способности. Чистое, сильное сопрано вкупе с достоверной игрой позволили создать на сцене цельный правдоподобный образ незрячей принцессы, не подозревающей о своем недуге, заставляющий зрителя искренне сопереживать горю и разделять радость чуда прозрения.
Несколько экзотично поначалу выглядел исполнитель роли бургундского рыцаря Водемона (возлюбленного Иоланты) Чжань Ханьлинь, но эмоционально точно воплощенные переживания героя, приятный тембр лирического тенора заставили забыть о восточном происхождении и восточном акценте солиста.
Глеб Перязев – исполнитель роли короля Рене – без преувеличения поразил глубиной и полнотой звучания голоса, впрочем, как и Светлана Капичева (меццо-сопрано), вышедшая на сцену в роли Марты, кормилицы Иоланты. Необходимо отметить, что, кроме прекрасного звучания, артисты продемонстрировали точность произношения, избавив зрителей от напряжения, связанного с восприятием сюжетной линии спектакля.
Приятным для сыктывкарских театралов сюрпризом стало появление на сцене солиста Мариинского театра Ефима Завального, которого, правда, не все сразу узнали из-за обилия грима, необходимого для партии мавританского врача Эбн-Хакиа.
Солистки театра оперы и балета Елена Лодыгина и Галина Маликова, вышедшие во вторых партиях подруг Иоланты, украсили оперу, исполнительски – с музыкальной и драматической точек зрения – точно спев свои роли и добавив силы и разнообразия звучанию стройного хора театра.
Качество звучания обеспечивали не только сами солисты – оркестр театра под управлением дирижера Аркадия Штейнлухта (Санкт-Петербург) безупречно воспроизводил партитуры Чайковского, при этом практически не перекрывая голосов артистов.
Вчерашняя премьера порадовала зрителей не только качеством исполнительского мастерства, но и сценографическим оформлением спектакля: главный художник театра Юрий Самодуров воссоздал на сцене атмосферу сказочного средневековья. Сложившийся тандем солистов, хора, режиссера, художника и дирижера, кажется, сделали эту не самую громкую премьеру фестиваля, одним из самых качественных спектаклей XXVI «Сыктывкарса тулыс».