Малая сцена Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко заискрила премьерой – “Тайный брак” Доменико Чимароза по сей день признаётся одним из лучших творений в жанре оперы-буффа.
В спектакле принимают участие студенты факультета музыкального театра Российского университета театрального искусства – ГИТИС (мастерская А.Б. Тителя и И.Н. Ясуловича) и артисты театра.
Федор Борисович побывал на спектакле, публикуем его отзыв:
Вступительное слово взял Александр Титель, а у Игоря Николаевича был спектакль в ТЮЗе, откуда он приехал аккурат к поклонам.
Постановка Ясуловича искрометна и легкокрыла. Действие нашпиговано решениями ситуаций и взаимоотношений при помощи театральных средств. Ассортимент огромен – танцевальные па, изящно решенная постельная сцена, неустойчивые положения, переворот сценического пространства, тщательно отрепетированные нестыковки и заставляющие невольно вздрагивать “опасные” моменты. Одни приемы смакуются и превращаются в законченные дивертисменты (как терцет у зеркала), другие – обрушиваются каскадом, и быстро понимаешь, что этот спектакль не разгадывать – просто разглядывать можно будет не раз и не пять.
По-моему, только так и можно ставить комедии положений классицизма – без заумных концепций и тяжеловесного юмора “для взрослых”. Ну а молодость неизбежно придает спектаклю неповторимый головокружительный драйв.
Действительно, играли выпускники так, что летети искры, а пели – почти по-взрослому. Не для премьерного пафоса, а вполне себе реальным прогнозом прозвучали слова Тителя перед спектаклем о том, что, возможно, сегодня мы впервые услышим имена будущих звезд. Поэтому перечислю всех – интересно же будет перечитывать эти строки, когда имена будут мелькать на афишах лучших театров. Только, раз уж обмолвился, что спели по-взрослому, то и рассказывать буду, как о взрослых.
Неудивительно, что увереннее всех смотрелся и слушался Томас Баум (Паолино), уже некоторое время поющий в театре. Звучал светло, без нажима, сохранил свежесть голоса до конца спектакля, играл точно, с чувством вкуса и меры, да и вообще выглядел центром стабильности, хотя по действию, казалось бы, никому так не достается, как тенору.
Девушки – Евгения Селина (Каролина) и Надежда Мейер (Элизетта) сразили меня эмоциональностью и музыкальностью. На огромных двухчастных ариях во втором действии было слышно, что чуть подустали, но все равно спели настоящие взрослые партии достойно, а примадонская выносливость еще придет – ее торопить не надо.
Джеронимо (Илья Варанкин) артистичен и звонок. Вообще, вызовом было играть старика без бороды, седых бровей и подобной атрибутики, казалось бы, неизбежной для молодых басов (Илье бы итальянское произношение подтянуть). Второй бас – Илья Лапич, певший Робинзона, – запомнился сильным необычно густым басом и гутаперчевой пантомимной пластикой, впечатляюще игравшей на образ в нескольких сценах (не перебирать с громкостью и поточнее с интонированием). Ирина Габдрахманова ярко сыграла тетушку Фидальму – авторитарную, любвеобильную, грозную (есть систематические неточности интонирования и тенденция везти звук).
Отдельной строкой: солисты практически не смотрели на дирижера (или делали это незаметно). А дирижер почти не показывал вступления – похоже, молодые артисты знали партии назубок, вступали на слух и точно держали ритм, что произвело на меня сильное впечатление.
В контексте театрализованного решения естественно, что и рабочие сцены были не лыком шиты – перед началом второго действия они “экспромтом” исполнили ударный дивертисмент “Песня гондольера”, сорвав бурные аплодисменты и задав тон действию. Да и вообще осуществлявшиеся ими перемены обстановки и “физика” (стремительные полеты частей декорации) создавали непрерывную движуху, поддерживающую чувство бодрости и здорового веселья.
За исключением небольшого разброда медных в начале первого действия оркестр с Тимуром Зангиевым был игрив и элегантен. Время, когда музыка Чимарозы была новаторской, закончилось лет эдак двести назад, но в сочетании с активно музыкальной постановкой звучание оркестра по ассоциативным ощущениям было подобно порывам свежего ветра.
Если я недостаточно прозрачно намекнул – этот спектакль рассказать нельзя. Его надо видеть и слышать.
Надеюсь, сценическая жизнь “Тайного брака” на Малой сцене МАМТ будет достаточно долгой, чтобы любители оперы смогли по достоинству оценить эту мастерскую работу, воплощенную молодостью.