Вечер одноактных балетов с NDT 2 подарил публике Платоновского фестиваля три российских премьеры – “Ловкость рук”, “Взаимный комфорт” и “Соло”.
Один из мини-спектаклей поразил воронежцев нетипичными для contemporary dance театральными приемами – двум солистам приходилось работать на пятиметровой высоте, в сложном костюме и только верхней половиной туловища.
Эту постановку, “Sleight of Hand”, показали в конце – обозначив новое направление развития NDT, который давно считается флагманом современной хореографии.
Нидерландский театр танца командировал в Воронеж молодежный состав. NDT 2 был основан по инициативе предыдущего худрука – знаменитого Иржи Килиана. Он считал, что эта труппа станет мостиком между балетными школами и крупными театральными компаниями, рассказала руководитель NDT 2 Нэнси Эуверинк:
“Наши постановки требуют от танцоров выдающейся физической техники, владения разными стилями и знания того, как устроен этот бизнес.
Здесь важен командный дух ответственности: состав меняется каждые три-четыре года (артисты уходят либо в основную труппу, либо в другие компании), и нужно помогать новичкам осваивать репертуар.
Текучка плановая – контракт с артистом изначально заключается на три года. Первый год человек учится, второй – выступает, на третьем должен принять решение о своей дальнейшей судьбе.
Сейчас это уже не “второй состав” NDT, а полноценная компания, балеты для которой сочиняют специально. Приглашают хореографов разных поколений, чтобы в репертуаре были спектакли разных стилей.
Так, лучшая из показанных в Воронеже постановок – “Соло” на музыку Баха – детище живой легенды, голландца Ханса ван Манена.
Внешне там все очень просто: три танцора по очереди выбегают на сцену и показывают высший пилотаж владения телом. Уже шедший в России балет “I New Then” поставлен хореографом среднего поколения Йоханом Ингером.
На почти голой сцене его персонажи движутся то “в унисон”, то вразнобой (держась, однако, за руки), заставляя думать о парадоксах человеческих отношений.
Автор третьего мини-спектакля “mutual comfort” Эдвард Клюг кладет в основу хореографии личность танцора, делая при этом артистов словно продолжением музыки.
“Современные хореографы идут от возможностей танцовщиков. Дают задание – придумать фразу в танце, абстрактный эпизод. Источником вдохновения может стать и музыка в студии, и какая-то человеческая ситуация,
– пояснила Нэнси Эуверинк.
Мини-спектакль “Sleight of Hand”, который постановщики Соль Леон и Пол Лайтфут назвали мистическим балетом, можно с некоторой натяжкой назвать сюжетным.
Более того, в нем есть декорации – для современного танца это редкость. Двум потусторонним персонажам – женщине и мужчине – выделили высокие “столбы”, замаскированные длинными платьями.
Двигаться на этой конструкции можно лишь верхней частью туловища, что заставляет артистов удвоить экспрессию. Остальные танцоры мечутся по сцене, пытаясь совладать с голосами подсознания. Кто-то появляется прямо из оркестровой ямы, как из другого мира…
Возможно, в таком ключе и будет развиваться NDT, который после ухода Иржи Килиана пребывает в поисках новой идентичности.
Татьяна Ткачева, Российская газета