Большой театр Республики Беларусь открывает 85-й сезон новой “Травиатой” в постановке латышского режиссера Андрейса Жагарса.
В новом, 85–м юбилейном сезоне Большой театр Беларуси заговорит с заметным латышским акцентом. 8 и 10 сентября 2017 года свою версию «Травиаты» на исторической сцене главной оперной сокровищницы страны представит эксцентричный гость из Риги Андрейс Жагарс.
Упоенно топтаться на классическом прочтении вердиевского шедевра именитый режиссер отказался категорически и волевым решением перенес действие драмы из Парижа середины XIX века в тот же город вечной любви, но уже наших дней.
«Осовременил» Жагарс и болезнь главной героини: умирать от туберкулеза в XXI столетии как–то несерьезно, а потому жизнь несчастной Виолетты прервет, как это сегодня водится, злосчастная опухоль. Не удивляйтесь: в театральных кругах Жагарс слывет известным любителем поиграть с классикой.
Минская «Травиата» станет третьей в его насыщенной биографии: две предыдущие версии оперы не первый год с успехом идут в Риге и Тель–Авиве. Кстати, спектакль Латвийской Национальной оперы наши меломаны уже видели, Жагарс привозил постановку на первый Рождественский оперный форум.
Театральная и фестивальная братия давно смекнула: мудреные прибалтийские фамилии на афишах — гарант не только качества и новаторства, но и прогнозируемый штурм билетных касс.
Вслед за литовцами Миндаугасом Карбаускисом, Оскарасом Коршуновасом и любимцем столичного бомонда латышом Алвисом Херманисом, чьи спектакли мы смотрели благодаря неусыпному бдению международного театрального фестиваля «ТЕАРТ», миссию приобщения белорусов к общеевропейскому процессу на этот раз взвалил на себя Андрейс Жагарс.
И хотя на гастроли в Минск его спектакли приезжали уже трижды (помимо «Травиаты», на сцене Большого в разное время давали «Манон Леско» Национальной оперы «Эстония» и «Бал–маскарад» санкт–петербургского Михайловского театра), в статусе режиссера–постановщика Жагарс прибыл в Беларусь впервые.
К работе с известным и запетым донельзя сюжетом он обошелся на редкость бережно и аптекарски точно. Но вот признает ли публика его Виолетту в декорациях XXI века? Режиссер не сомневается:
“Публике свойственно отторгать все новое. Но я никогда не делаю того, что нравится зрителям. Да, они привыкли к классическому прочтению и не хотят ничего нового. Но ведь опера — это не застывший во времени жанр, она также должна расти, развиваться вместе с человечеством.
Для меня взяться за постановку «Травиаты» в очередной раз — это словно бросить вызов самому себе. В то же время я не делаю перенос действия во времени просто для того, чтобы похулиганить.
Для меня очень важно, чтобы этот перенос не работал против музыки и был убедительным. Почему действие происходит именно в наши дни? Потому что такой «Травиаты» у меня еще не было.”
На репетиции Жагарс первым делом расставляет игровые акценты и решительно настаивает: страдать красиво и по–театральному здесь не нужно.
Играть режиссер требует максимально естественно, совсем как в кино. Смеется: видимо, богатое театральное и актерское прошлое (помните его Кутузова в «Жизни Клима Самгина» и Следопыта в одноименной ленте?) дает о себе знать. Искать вдохновения советует актерам в фильмах итальянского мастера Соррентино. Его работами, признается, вдохновляется и сам:
“Как и Соррентино, большое внимание уделяю сценографии и цвету. Кроме того, для меня важны второстепенные персонажи. Считаю, что хор — это не поющая масса. Каждому из них стараюсь дать маленькую роль, создать таким образом целую галерею ярких портретов на сцене.”
А вот исполнительнице роли Виолетты, сопрано Ирине Кучинской, режиссер советует брать пример с героини Изабель Юппер в фильме Пола Верховена «Она». Жагарс уверен: если бы Виолетта дожила до шестидесяти, ее могла бы сыграть исключительно темпераментная француженка:
“Есть такой тип женщин: смотришь — вроде скромная интеллигентность, но изучишь подробнее — внутри бушует огонь и страсть. При этом героини Юппер ни в одном из фильмов не выглядят дешевыми дамами, которые просто живут за счет кавалеров. Когда я проводил кастинг, сразу обратил внимание на Ирину.
Она очень киногенична, запросто может сниматься в кино. И у нее есть все, чтобы стать ведущим сопрано в этом театре. Единственное, с чем мне постоянно приходится бороться, это ее врожденная интеллигентность. Поэтому требую от нее больше наглости, страстности, живости, ведь Виолетта именно такая.”
Сама Ирина, для которой роль Виолетты станет в «Травиате» дебютной, просит дать ей время на адаптацию:
“Возможно, дело в том, что петь в современных постановках гораздо сложнее. Если бы это был оперный штамп, классическая «Травиата», то там моя интеллигентность сыграла бы мне только на руку.
Мне не приходилось бы бороться с собой, я просто плыла бы по течению. А здесь режиссер требует максимальной достоверности, которую совместить с классической музыкой не так–то просто.
При этом работать с Андрейсом очень интересно, он буквально выворачивает нас наизнанку. Что получится в итоге, пока не знаю. Но уже сейчас могу сказать: это незабываемый опыт.”