В ноябре 2013 года филармония КМВ была переименована в Северо-Кавказскую государственную академическую филармонию имени В. И. Сафонова – одну из трех, помимо Московской и Санкт-Петербургской, федерального подчинения.
С середины февраля по начало марта 2014 года я провёл в санатории «Виктория» в Ессентуках, который наряду с другими санаториями Кавминвод входят в сферу деятельности филармонии на Кавказских Минеральных Водах (КМВ).
На сайте филармонии на КМВ в поисках чего-нибудь любопытного я обнаружил анонсы двух интересных для меня концертов классической музыки, в которых за пультом должен был стоять главный дирижёр местного симфонического оркестра Станислав Кочановский. Главным дирижёром оркестра на КМВ он стал с сезона 2010-11 гг. в возрасте 29 лет.
Я с удовольствием слышал его в Москве с Академическим симфоническим оркестром России им. Светланова, Национальным Филармоническим оркестром России, Академическим симфоническим оркестром Московской Филармонии, и мне было интересно, как он работает со своим постоянным коллективом.
26 февраля под управлением Кочановского в Зале им. В. И. Сафонова в Кисловодске состоялось исполнение оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Мне это было тем более интересно, что ранее я слышал Кочановского только в симфоническом репертуаре.
Опера давалась в небольшом, но восхитительном театральном зале со скромными декорациями. Общее впечатление вполне благоприятное – коллективу удалось создать атмосферу моцартовской оперы. Вокально очень неплохо звучал исполнитель заглавной партии молодой бас-баритон Михаил Ходжигиров. Голос у него красивый и достаточно подвижный, но он заметно зажат сценически. Хороша и вокально, и сценически сопрано Жасмине Мартиросян (Сюзанна). Весьма сценична в партии Керубино меццо-сопрано Анна Гузаирова. В основном хорошо звучали ансамбли.
Главная претензия по вокалу к исполнительнице партии Графини Розины сопрано Елене Филимоновой — у нее для моцартовского репертуара слишком большой голос, с которым она не может совладать. Бельканто и Моцарт – не её амплуа. Её голос был бы на месте в операх Верди, веристов и русской опере.
Что касается дирижёра, то общая оценка его работы безусловно положительная. Оркестр звучит чисто, группы неплохо сбалансированы. Он корректно ведёт солистов. Но Кочановскому есть ещё над чем здесь поработать. Мне бы хотелось услышать менее экспрессивный и более прозрачный оркестр, особенно в увертюре.
Руководство филармонии на КМВ приняло очень мудрое решение – ввести такие оперные постановки в постоянный репертуар филармонии и давать их два раза в месяц. Сейчас, кроме «Свадьбы Фигаро» в оперном репертуаре филармонии три постановки: «Алеко» Сергея Рахманинова, «Травиата» Джузеппе Верди и «Колокольчик» Гаэтано Доницетти. Готовятся «Иоланта» и «Евгений Онегин» Петра Чайковского и «Демон» Антона Рубинштейна.
Таким образом, целый регион, лишенный своего оперного театра, сможет частично заполнить эту лакуну в музыкальной жизни и в музыкальном образовании, как постоянных местных меломанов, так и большого числа приезжих со всей России, традиционно составляющих большую часть слушателей.
Хочу сказать хвалебное слово в адрес руководства санатория «Виктория» в Ессентуках. Это единственный санаторий на КМВ, в культурном центре которого, часто, иногда по три раза в неделю звучит классическая музыка. Это и литературно-музыкальные композиции по истории музыки, и несколько составов струнных и фортепианных квартетов, каждый из которых вступают здесь по пять раз в месяц.
А вот руководство Северо-Кавказской железной дороги преподнесло меломанам возмутительный, антикультурный, вандальный антисюрприз – оно отменило вечерние электрички. Последняя теперь отходит из Кисловодска в 19:30 — таким образом, от музыкальной жизни филармонии разом отсечены жители и отдыхающие сразу всех курортов КМВ за исключением Кисловодска, из которого просто невозможно уехать после концерта. И я бы не смог послушать «Свадьбу Фигаро», если бы не любезность руководства филармонии, предоставившей мне возможность переночевать в гостинице филармонии.
Справедливости ради конечно следует сказать, что некоторые программы оркестр дублирует в Ессентуках, Пятигорске, или в Железноводске, но далеко не все — в частности, оперы. Но и при этом значительное число слушателей лишено возможности во время своего отдыха еще и послушать классическую музыку. Я приложу все зависящие от меня усилия, чтобы это возмущение дошло до руководства железной дороги.
Владимир Ойвин, Classica FM