К 155-летию Санкт-Петербургской консерватории в Концертном зале Мариинского театра 27 сентября 2017 состоялся концерт студенческого Симфонического оркестра.
В нем талантливые учащиеся и выпускники старейшего музыкального вуза России представили сочинения всемирно известных воспитанников alma mater: П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, Д. Д. Шостаковича и С. М. Слонимского.
Организатором, дирижером и ведущим концерта выступил ректор консерватории Алексей Васильев.
Отсутствие хорошего зала в вынужденных условиях сегодняшних консерваторских будней сыграло здесь на руку: праздничный концерт прошел на лучшей современной площадке нашего города. Но акустически безупречный «КЗ» Мариинского театра — это и пробный камень, причем для любого коллектива, тем более студенческого. Молодые музыканты, пусть не без некоторых художественных потерь, прошли это испытание.
Оркестр, основанный еще Антоном Рубинштейном для занятий оркестрового класса, а затем и дирижирования, знавал разные периоды в своей истории. За его пульт становились Римский-Корсаков и Глазунов, Гаук и Самосуд, Мравинский и Мусин, Темирканов и Гергиев.
Отдельной вехой принято считать шестнадцать лет руководства Н. С. Рабиновича, а памятными событиями — исполнение силами оркестра «Военного Реквиема» Бриттена в 1964 году (впервые в СССР) и Второго виолончельного концерта Шостаковича с М. Л. Ростроповичем в качестве солиста в 1996-м.
После многолетнего перерыва в 2004 году студенческий Оркестр консерватории был воссоздан как учебная и концертная единица.
Вечер 27 сентября обошелся без торжественной части и официальных поздравлений (юбилей не «круглый»), что сделало программу компактной и позволило дирижеру и публике сосредоточиться на музыке. Зал был практически полон, и молодежи в нем сидело не меньше, чем на сцене.
События концерта развивались «крещендо». «Итальянское каприччио» в начале первого отделения сыграли без должного движения и блеска, но по-школярски старательно.
Медь в фанфаре вступила прилично, гобой был неплох, в тарантелле удались пассажи флейт и соло кларнета, однако струнным недоставало чистоты, не было неуклонной логики развертывания и целое складывалось из отдельных — порой удачных, порой нет — фрагментов.
В Концерте для фортепиано с оркестром № 1 Шостаковича солист лауреат международных конкурсов Петр Лаул взял инициативу, гибко владел темпом и вел за собой оркестр.
На первый план вышел диалог «рояль — труба», в котором дирижер и струнный состав выступали посредниками. Правда, и трубачу, и оркестру, особенно в подвижных I и IV частях, не раз приходилось догонять пианиста.
К чести Петра Лаула скажем, что ему удались и проникновенные лирические эпизоды, и виртуозные каденции концерта. Сильное впечатление оставил островок хрупкой шостаковичской красоты во II части в нюансировке sotto voce, где рояль перекликается с засурдиненной трубой, а затем с группой виолончелей.
Что касается финальной каденции, то темп и характер хоть и были залихватскими, но все же не такими безумными, как это часто происходит сегодня, когда солист и оркестр буквально захлебываются, не давая шанса трубачу как следует проартикулировать заключительную фанфару.
К сожалению, в тексте программки трубач (несмотря на объем своей партии) остался безымянным, что недопустимо для сочинения, где практически два солиста.
Второе отделение открыли вокальные номера в ярком исполнении лауреата международных конкурсов Ирины Матаевой: Колыбельная Волховы и романс «День ли царит», укрупненный оркестровкой. Но финальной кульминацией всего концерта и его лучшей частью стала Сюита из балета «Волшебный орех» Сергея Слонимского.
Отметивший недавно свое 85-летие композитор присутствовал в зале, а рядом с ним в первом ряду находился драматург и сценограф постановки балета в Мариинском театре 2005 года художник Михаил Шемякин.
Слонимский разный: его симфонии — это один уровень сложности, а прикладная киномузыка — другой. Его музыкальный театр, как правило, вполне коммуникативен по языку. Ну а музыка для гофмановской сказки в балете, адресованная и детям, и взрослым, отличается той самой «высокой простотой» — мелодиями запоминающимися и прекрасными, ритмами сильными, упругими и «по-слонимски» острыми, формами лапидарными и хореографичными.
Похоже, сюиту как следует отрепетировали — так живо, по-театральному артистично это было сыграно. И дирижер выказал много больше темперамента и личного отношения. А главное, возникло впечатление, что музыка вдохновляла, была по-настоящему интересна молодым оркестрантам, что они осознавали, кто ее создал, что значит это имя для консерватории и современной музыки и что автор находится в зале.
Сергей Михайлович вместе с Михаилом Шемякиным молодцевато поднялся на сцену, и было видно — композитор рад и растроган.
Что ж, студенты постарались и ректор остался доволен. Он под овации зала поднял и по-отечески поблагодарил каждого солиста, каждую группу. Особенно бурно зал приветствовал ударников (партитура «Волшебного ореха» — буквально пиршество ударных), и пять человек с девушкой-литавристкой еще раз коротко озвучили весь свой шумный арсенал.
Алексей Васильев как руководитель вуза — своего рода «играющий тренер» (да простят мне такое футбольное сравнение): воспитанник виолончельной школы А. П. Никитина и опытный педагог, он ведет класс специального инструмента, при этом нередко берет в руки виолончель как солист и артист ансамбля, а также около десяти лет возглавляет Молодежный симфонический оркестр им. Альгирдаса Палавичуса.
Годы руководства молодежным коллективом, умение «держать» юную и порой трудно управляемую музыкантскую братию — все это проявляется в точном и понятном дирижерском жесте, в уверенном взаимодействии с группами и оркестром в целом, в живом и доверительном контакте с подрастающими коллегами.
Добавим, что впереди у музыкантов — Большой зал филармонии. Там на концерте-открытии «Международной недели консерваторий» 21 октября нас ждет еще одно ответственное выступление Симфонического оркестра и Хора студентов консерватории, и вновь за дирижерским пультом — ректор Алексей Васильев.
Галина Осипова, СПб Музыкальный вестник