После пятилетнего перерыва возобновил свое бытие СТАМ-фестиваль.
В прошлом эта аббревиатура расшифровывалась Современная Тональная Академическая Музыка.
10 лет назад он объединил молодых композиторов, исполнителей и слушателей, не желавших в угоду моде сочинять, исполнять и слушать только усредненно-авангардную тотально атональную музыку.
Сегодня СТАМ-фестиваль проходит в рамках Всероссийского музыкального проекта «Взгляд в настоящее», созданного коллективом отечественных музыкантов и музыкальных деятелей с целью обратить внимание общественности на процессы, происходящие в академической музыке «здесь» и «сейчас».
В задачу проекта входит поддержка не только молодых, но и уже сложившихся музыкантов, дать широкому кругу слушателей возможность услышать современную музыку вне атональной парадигмы, не опасаясь быть названными консерваторами и ретроградами. Художественный руководитель проекта «Взгляд в настоящее» – композитор, пианист и педагог Алексей Чернов.
В концертном сезоне 2017/2018 в рамках проекта «Взгляд в настоящее» пройдут два фестиваля.
С 11 ноября по 1 декабря 2017 года проходит СТАМ-фестиваль 2017, мероприятия которого состоятся в Москве и в Санкт-Петербурге. В июне 2018 года планируется проведение фестиваля «Диалоги двух столиц». Его программы будут исполняться на роялях Дисклавир фирмы «Yamaha».
Фестиваль СТАМ 2017 посвящен памяти двух композиторов – Юрия Марковича Буцко (1938 – 2015) и Юлиана Григорьевича Крейна (1913 – 1996).
Первым концертом фестиваля, который прошел 11 ноября 2017 года в Овальном зале музея Н. Г. Рубинштейна, стал конкурс молодых композиторов.
Победителя конкурса выбирала публика прямым голосованием. Для голосования всем слушателям при входе раздавались бюллетени с фамилиями всех девяти участников конкурса. В голосовании могли принять участие только слушатели, прослушавшие произведения всех участников конкурса. Каждый слушатель мог отметить галочкой не менее трёх и не более шести понравившихся ему произведений.
Зал музея был забит, что называется, «под завязку» – в зал, рассчитанный на 100 человек, набилось около 200 и большинство слушателей – молодёжь. Любопытно, что на вопрос: «Кто в зале непрофессиональный музыкант?» поднялось не менее 30 рук.
Некоторые композиторы, участвовавшие в конкурсе, которые до своего выступления толпились в фойе и не озаботились зарезервировать себе место в зале, после своего выступления так и стояли кто где – вдоль стен. Вёл концерт председатель Оргкомитета композитор, пианист и педагог Алексей Чернов.
Для участия в конкурсе было подано 18 заявок.
Отборочная комиссия допустила к участию в конкурсе девятерых композиторов в возрасте от 20 лет до 41 года.
Программа конкурса молодых композиторов
- Никита Мелихов (р. 1997) – «Маленькая сюита» для фортепиано, исполнитель – автор;
- Андрей Кудрявцев (р. 1993) – Сюита для струнного квартета (3-я часть), исполнители: Дмитрий Косолапов (скрипка), Дмитрий Бородин (скрипка), Александра Тельманова (альт), Никита Ружавинский (виолончель);
- Арсений Юрьев (р. 1992) – Три песни на стихи Сергея Есенина, исполнители: Василиса Серова (сопрано), Андрей Комиссаров (фортепиано);
- Андрей Романов (р. 1994) – «Музыкальное путешествие», исполнитель – Иван Соколов (фортепиано);
- Иван Соколов (р. 1988) – Соната для альта и фортепиано, исполнители: Александра Тельманова (альт), автор (фортепиано);
- Глеб Яковлев (р. 1988) – Соната для скрипки и фортепиано, исполнители: Дэннис Гасанов (скрипка), автор (фортепиано);
- Евгений Стародубцев (р. 1981) – Сюита «In doors» для фортепиано, исполнитель – автор;
- Иван Шмарыгин (р. 1995) – Три новеллетты для скрипки и фортепиано, исполнители: Ольга Косович (скрипка), автор (фортепиано);
- Омар Фадул (р. 1976) – Соната № 1 для виолончели и фортепиано, исполнители: Ростислав Буркин (виолончель), Анна Герштейн (фортепиано).
Несмотря на то, что результаты конкурса определялись голосованием слушателей, в зале присутствовали члены Экспертного совета: композитор и пианист Андрей Комиссаров (председатель), д-р искусствоведения Анна Ахмарова, композитор Владимир Довгань, д-р искусствоведения Игорь Кузнецов, композитор и пианист Алексей Курбатов, д-р искусствоведения Михаил Сапонов и директор музея Н. Г. Рубиншейна Владимир Стадниченко. Они комментировали услышанные произведения.
По результатам голосования безоговорочную победу одержал Иван Шмарыгин, получивший 67 голосов.
Второе место поделили Андрей Кудрявцев (59 голосов) и Омар Фадул (58 голосов). В виду минимального разрыва в один голос, Оргкомитет решил второе место поделить между двумя композиторами.
Третье место получил Иван Соколов, получивший 48 голосов. Разрыв между третьим и четвертым местами составил 25 голосов.
Специальные призы Экспертного совета присуждены Ивану Шмарыгину, Андрею Кудрявцеву и Евгению Стародубцеву.
Специальный приз Оргкомитета фестиваля присуждён Омару Фадулу.
Специальный приз радиостанции «Орфей» присуждён Ивану Шмарыгину и Глебу Яковлеву. Их сочинения прозвучали 17 ноября в эфире радиостанции «Орфей».
Специальный приз партнера фестиваля – артистического центра Yamaha присуждён самому молодому участнику конкурса Никите Мелихову. Ему предоставляется возможность выступить в концертном зале артистического центра Yamaha.
Специальные призы музея Н. Г. Рубинштейна – возможность устроить творческий вечер в концертном зале музея – присуждены Ивану Шмарыгину, Андрею Кудрявцеву и Евгению Стародубцеву.
Специальные призы фонда Юрия Буцко – два диска с записями композитора – присуждены Ивану Шмарыгину и Евгению Стародубцеву. Их вручила на последнем московском концерте вдова Юрия Буцко Марина Павловна Рахманова.
Такие же диски были вручены председателю Оргкомитета Всероссийского проекта «Взгляд в настоящее» пианисту и композитору Алексею Чернову.
На меня произвел сильное впечатление общий высокий профессиональный уровень его участников при молодости многих из них. Пятеро в возрасте от 20 до 25 лет. А победителю всего 22 года.
Я понимаю, что были отобраны лучшие, но всё равно наличие у нас девяти молодых профессионально крепких композиторов впечатляет. В первую очередь меня у них удивило хорошее владение формой.
С моей точки зрения наиболее крепкой по форме была соната для альта и фортепиано Ивана Соколова. В этом смысле новеллетты И. Шмарыгина менее показательны. Интересна «Сюита для струнного квартета» Андрея Кудрявцева. Эта пьеса может рассматриваться как предквартет, который побоялся написать Кудрявцев сейчас.
Мне частично понравились «Три песни на стихи Сергея Есенин» Арсения Юрьева. Меня заинтересовали фортепианные партии, в чём-то созвучные фортепианным партиям романсов Сергея Рахманинова. А вот вокальная составляющая дуэта простовата и контрастирует с аккомпанементом.
В целом Конкурс был очень интересным. В будущем организаторам следует уделить большее внимание рекламе и информированию музыкальной прессы и отдельных музыкальных журналистов, через электронную почту, социальные сети, интернет.
Владимир Ойвин