На берегах Невы стартовал Десятый международный фестиваль “Лики современного пианизма”.
Инициаторами фортепианного форума, основанного в 2011 году, стали Валерий Гергиев и пианистка Мира Евтич (Сербия). Фестиваль проходит в течение предновогодней недели одновременно на трех сценических площадках Мариинки.
Масштаб событий более чем очевиден: за девять дней петербуржцы и гости города услышат игру 26 пианистов, представителей разных исполнительских школ. Наряду с мэтрами фортепианного искусства Ефимом Бронфманом, Кристианом Блэкшоу, Михаилом Воскресенским и Денисом Мацуевым в концертных программах выступят молодые музыканты: Дмитрий Маслеев, Габриэле Каркано, Милош Михайлович, Даниил Трифонов, Никита Мндоянц, Лукас Генюшас, Бехзод Абдураимов и другие.
Мотто юбилейного фестиваля – преемственность и наследование музыкальных традиций. В концертах наряду с именитыми музыкантами, примут участие и молодые таланты. Еще один весьма примечательный проект “Дети – детям” адресован юной аудитории, пианисты будут играть для своих сверстников.
Традиционно на фестивале “Лики современного пианизма” выступают ученики одного педагога. В программе этого года – профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский представит учеников своего класса: Михаил Турпанов, Кёхей Сорита, Андрей Шичко, Юрий Фаворин.
Наряду с маэстро Валерием Гергиевым за пультом оркестра Мариинского театра будут стоять Алексей Богорад и Миша Дамев (Швейцария).
22 декабря фестиваль открылся выступлением молодого итальянского пианиста, лауреата международных конкурсов Габриэля Каркано, которого мировая пресса нарекла «эстетом и скульптуром звука». Закончив Туринскую консерваторию, Габриэле Каркано продолжил обучение у Андреа Луккезини в Музыкальной академии Пинероло и у Альдо Чикколини в Париже, в дальнейшем совершенствовал свое исполнительское мастерство у Николаса Ангелича, Мари-Франсуаз Бюке, Леона Фляйшера, Ричарда Гуда, Роберта Макдональда и Мицуко Учиды.
В программу своего российского выступления Каркано включил сочинения Иоганнеса Брамса – Вариации на тему Шумана и Третью сонату для фортепиано. Интеллектуальную игру пианиста отличали благородное туше, естественность фразировки и безупречность стиля.
Торжественное открытие «Ликов пианизма» состоялось вечером того же дня на сцене Мариинки – 2.
Всемирно известный пианист, обладатель премии «Грэмми» Ефим Бронфман на фестивале выступает впервые. Символично обращение музыканта к музыке Сергея Прокофьева (в преддверии юбилейного года композитора), а также к одному из концертов Белы Бартока.
В сопровождении Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева он блестяще исполнил Второй фортепианный концерт венгерского композитора. Бронфман впервые открыл для себя музыку этого сочинения много лет назад в Нью-Йорке, услышав интерпретацию итальянского пианиста Маурицио Поллини. Молодой Ефим Бронфман был потрясен его феноменальной игрой.
Ефим Бронфман:
«Меня настолько покорило это исполнение, что я решил непременно выучить концерт. А ведь в далекие теперь от нас сегодня 1970-е годы прошлого века Второй концерт Бартока редко где можно было услышать в мире. С тех пор я с удовольствием его включаю в программы своих выступлений с разными музыкальными коллективами мира. Не так давно мы играли Второй концерт Бартока с Валерием Гергиевым и Лондонским симфоническим оркестром.
Меня до сих пор не покидает ощущение свежести и оригинальности той трактовки. С Мариинским оркестром мы нашли новые краски в этом сочинении, мне доставляет удовольствие каждый раз наблюдать, как любой из оркестров адаптируется к бартоковскому стилю. Думаю, что фортепианные концерты Бартока не так часто звучат на петербургской музыкальной сцене в отличие от концертов Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова и Прокофьева.
Музыка Второго фортепианного концерта передает настроение Европы конца 1930-х годов, когда над ней уже сгущались темные сумерки. Барток не смог не почувствовать тех настроений. Несмотря на оптимизм композитора, в музыке концерта проскальзывает улыбка, но сквозь горькие слезы как предвкушение очень тяжелых времён. Радостному финалу, очень схожему с рядом эпизодов «Петрушки» Стравинского, противостоит мрачное скерцо, напоминающее кошмарный сон, ночной ужас. Необычайно красочная оркестровка произведения – звучание рояля окутано раскатистыми соло литавр и засурдиненных струнных»
С оркестром Мариинского театра у Ефима Бронфмана моментально сложился взаимный творческий контакт. Импульсивной игре пианиста ничуть не уступал роскошный аккомпанемент оркестра, ведомого харизматичным Валерием Гергиевым, бйному темпераменту которого свойственна колоритная музыка Белы Бартока.
Сегодня Ефим Бронфман сыграет избранные фортепианные сонаты Сергея Прокофьева в Концертном зале Мариинского театра. Это выступление многие меломаны воспринимают с явным предвкушением, тем более, если учесть, что цикл фортепианных сонат Прокофьева Бронфман представляет в этом сезоне на концертных сценах Европы.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru