25 декабря 2016 состоялся концерт, знаменующий собой открытие для широкой публики нового концертного зала при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете – восстановленной Соборной палаты Московского Епархиального дома.
Бывший Епархиальный дом, построенный в 1901-1902 гг. по благословению священномученика митрополита Владимира создавался как центр религиозного образования, просветительской и миссионерской деятельности.
В 1922 г. Епархиальный дом был закрыт, разграблены библиотеки и музейные коллекции, уничтожено убранство Владимирского храма. Здание неоднократно перестраивалось.
Лишь в 2015 году после реконструкции состоялось торжественное открытие Епархиального дома, ставшего главным зданием ПСТГУ.
Восстановленный зал отличается богатством внутреннего декора, обладает исключительным акустическим потенциалом, что вместе с внесением некоторых конструктивных доработок (в первую очередь, установки подиума) позволит ему стать одной из лучших классических камерных площадок Москвы.
«Музыкальное приношение возрождённой Соборной Палате» преподнёс дирижёр Николай Хондзинский и его камерная капелла «Русская консерватория».
Эксклюзивный по своим данным оркестр, замеченный и русской, и авторитетнейшей зарубежной прессой, осуществивший ряд премьерных записей ранее не исполнявшихся произведений русских композиторов Шостаковича, Свиридова, Б. Чайковского, Шебалина (по заказу Toccata Classics), Абдокова, а также российские премьеры многих сочинений Яна Зеленки, уже около десяти лет существует, не имея стабильного финансирования, основываясь на энтузиазме составляющих его музыкантов. Надеюсь, что данный роскошный зал станет репетиционной базой и постоянной концертной площадкой коллектива, и «Русская консерватория» обретёт свою обитель.
Программа концерта состояла из произведений Баха и Вивальди – и, пожалуй, не один другой отечественный камерный коллектив не обладает той степенью исполнительской выразительности и, шире, образно-смысловым пониманием музыкальной метафизики, зашифрованной в её нотном эквиваленте, в типах движения, пластике и агогике.
Музыка Баха и Вивальди в интерпретации Хондзинского никогда не отдаёт нафталином, зашоренной музейностью, в ней нет инсталляций виньеток и париков; это страстная, порой исступлённая пламенная поэзия. Это та музыка, которую сочинили Бах и Вивальди.
Поражает и редкая на сегодняшний день стилевая исполнительская культура солистов – Варвары Чайковы (альт), Аяко Танабе и Сергея Пудалова (в Концерте для двух скрипок, струнных и континуо Баха), Дмитрия Коростелёва (в Ре-минорном Клавирном концерте), и культура камерно-оркестрового ансамблирования в оркестре.
Остаётся надеяться, что «святое для российского православия место станет новым культурным центром», а концерты, подобные «Музыкальному приглашению» будут частой практикой в стенах возрождённой Соборной Палаты.
Александр Тлеуов, Специально для ClassicalMusicNews.Ru