Пьеса Островского «Снегурочка» на композитора Римского-Корсакова поначалу не произвела впечатления.
«В чтении она тогда мне мало понравилась»,
− записал он позже. А через много лет уже писал с раздражением:
«Кто не любит моей “Снегурочки”, тот не понимает моих сочинений вообще, не понимает меня».
Понимание автора и его сочинения демонстрируют в Большом театре создатели оперного спектакля «Снегурочка».
Режиссер −Александр Титель, дирижер − Туган Сохиев.
Сохиев убежден, что «Снегурочка» – это совсем не сказка, это серьезная, философская, эмоционально глубокая, задающая большие вопросы история. И это седьмая «Снегурочка» − в истории Большого театра, и она совсем не похожа на прежние.
Александра Кадурина приходит в театр задолго до начала спектакля. Распевка, грим, костюм – в день премьеры все хорошо без спешки. В «Снегурочке» поет Леля. Ее высокое меццо-сопрано отлично подходит для партии.
«Лель, мне кажется, – идеальный вариант, мне очень удобно петь, мне очень нравится эта музыка, когда не нужно спать с мыслями о том, как же взять эту ноту, как эту ноту. Нужно быть просто в хорошем настроении»,
− рассказала Александра Кадурина.
Грим превращает хрупкую барышню в романтичного Леля по образу, задуманному Александром Тителем. Уже в гриме и костюме – незадолго до выхода на сцену – последние приготовления и шпаргалки: стихов, которые Лель будет читать Снегурочке. Со шпаргалками в руках за минуты до начала и режиссер Александр Титель.
Мир после ядерного взрыва, войны или экологической катастрофы. На сцене − цивилизация будущего: люди, оказавшиеся в экстремальных условиях. Нет больше нетронутых рек и лесов. Все утопает в горах бумажного снега.
Снег как символ движения времени. Про него и холодное московское лето 2017 года еще долго будут шутить. Но главное: история обретения любви – на своем месте.
«Персонаж меняется из дикой девочки, которая не жила в социуме, вырастает в девочку, которая готова умереть ради любимого»,
− пояснила исполнительница партии Снегурочки Ольга Селиверстова.
«Я люблю подобные характеры, чем-то он мне напоминает образ Григория Грязного, безумно влюбленного, который, если влюблен, то до потери пульса»,
− отметил исполнитель партии Мизгиря Эльчин Азизов.
Авторы спектакля: Александр Титель и Туган Сохиев говорят, старались очистить оперу от многолетних штампов. Насколько сказочной на сцене Большого была Снегурочка когда-то – настолько радикальной кажется сейчас.
Александр Титель видит в этой работе предупреждение об опасности: лености чувств, чрезмерного комфорта цивилизации и человеческого эгоизма. Гибель Снегурочки – жертва, которая необходима, чтобы растопить снег, не бумажный, а тот, что в сердцах людей.