Русская скрипачка с английским гражданством сыграла на IV Платоновском фестивале один из лучших концертов, когда-либо написанных для этого инструмента, – сочинение финского композитора Яна Сибелиуса.
Величественную музыку, которую один из критиков сравнил с “живописными скандинавскими зимними пейзажами, на которых художники посредством утонченной игры белого на белом добиваются… гипнотических и мощных эффектов”, зал слушал с редкостным, образцовым вниманием. Не отвлекаясь на важные звонки, не жалуясь на духоту или, наоборот, ветродуй кондиционера, не взрываясь аплодисментами невпопад.
После виртуозного финала Алину Ибрагимову и воронежский академический симфонический оркестр под управлением Владимира Вербицкого наградили столь бурной овацией, что солистка – несмотря на свою нелюбовь к бисам (“лучше, если программа концерта остается в том виде, в каком она была задумана”) подняла смычок вновь. На десерт была подана Третья соната для скрипки соло Эжена Изана в румынском стиле.
После такой дозы музыки начала ХХ века (концерт Сибелиуса написан в 1903 году, соната Изана – в 1923-м) публику ждали “Три лика нововенской школы”: Пассакалия Антона Веберна, Пять пьес Арнольда Шёнберга и Марш Альбана Берга. Играл тот же оркестр, но с дирижером Игорем Вербицким. Зрителей сразу предупредили, что воспринимать эту программу будет непросто, но труд был оправдан.
Нововенцы противопоставляли себя романтикам, выработали жестко-экспрессивный, намеренно абстрагированный от всего “слишком человеческого” стиль, отказались от упорядоченной мелодии и изобрели новую тональность. В рамках фестиваля к этому направлению обращаются не впервые, ведь оно укладывается в концепцию – показать то, что было современно Андрею Платонову. Конечно, вряд ли он, работая в Воронежской области инженером-мелиоратором, слышал сочинения нововенцев, но ощущение эпохи они, как и произведения писателя, передают.
По словам директора Платоновского фестиваля Михаила Бычкова, визитом Ибрагимовой Воронеж обязан выдающемуся скрипачу Гидону Кремеру – выступившему здесь в 2011 году. Именно он рекомендовал пригласить Алину, которая сотрудничала с его оркестром Kremerata Baltica. В 2005 году на Моцартовской неделе в Зальцбурге этот состав музыкантов представил Второй концерт Моцарта с каденциями Ибрагимовой (они были оценены довольно высоко, но продолжать композиторскую работу девушка не стала).
Алина Ибрагимова родилась в городе Полевской Свердловской области, училась в московской музыкальной школе имени Гнесиных, а с 1996 года живет в Великобритании – ее отец прошел по конкурсу на пост первого контрабаса в Лондонском симфоническом оркестре. Алина училась в школе Иегуди Менухина у Натальи Боярской, затем в Королевском колледже музыки у Гордана Николича. Сейчас и сама числится преподавателем – несколько раз в год дает мастер-классы ученикам колледжа.
“Известность отца мне никогда не мешала, единственное – поскольку я выросла в семье скрипачки и контрабасиста, было ощущение, что родители всегда слушают, как я занимаюсь”,
– призналась Алина Ибрагимова.
“Мне нравится всякая музыка (например, цыганская или Тома Уэйтса), играю всего понемножку – на разных инструментах, с разными струнами. Сегодня Сибелиус, завтра Прокофьев (скоро у меня выйдет диск его сонат), в 2015-м планирую записать все сонаты Моцарта, в том числе ранние, редко исполняемые, – шесть дисков!
Мы с моими единомышленниками создали квартет, исполняем сочинения Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шумана. В Лондоне я не чувствую себя иностранкой. Но в России остались бабушка и дедушка, у них в Полевском до сих пор курочки, козочки… Вот это для меня самое дорогое на родине – беззаботность, детство, природа.”
Татьяна Ткачева, “Российская газета”