Про «Лебединое озеро» Чайковского любой скажет, что это символ классического балета.
А в год его появления на сцене (это был 1895-й), его и новаторским можно было посчитать. Он как будто бросал вызов хореографам, проверял их на мастерство и профессионализм.
Ну а потом, значительно позже, некоторые хореографы сами стали испытывать «Лебединое озеро» на прочность, проводить над ним эксперименты, подвергать его испытаниям современным танцем, современной музыкой. Один из примеров – шведское шоу «Swan Lake. Reloaded», то есть перезагрузка Фредрика Ридмана.
Уже за кулисами стало понятно – эта перезагрузка вряд ли будет похожа на балет. Саму репетицию они называют – тренировкой. Вот Одиллия разогревает мышцы, друзья принца Зигфрида и вовсе, кажется, на танцполе дискотеки. Что их ждет – зрители могли только догадываться, – но когда на сцене под серпом и молотом, в окружении классических колонн, появились те самые лебеди – зал ахнул- вместо взмаха крыльями – протянутые руки за дозой наркотиков.
«Я даже немного боялся ехать сюда. Думал – вдруг люди будут бросать помидорами, кричать бууу, потому что мы, конечно много здесь поменяли. И я знаю, как «Лебединое озеро» много значит для вас, ребята»,
– отметил участник шоу Мартин Джонсон. Перед каждым спектаклем занавес чистят от перьев – из свалявшихся птичьих – пальто у танцовщиц. Костюмы придумала Лена Эдволлл – когда-то художник по костюмам группы «Роксетт». Состав труппы – международный, но проект все-таки шведский – синий и желтый – цвета флага Швеции – даже в головном уборе. Не на пуантах и не в пачках, на каблуках и в париках. Так «Лебединое озеро» увидел Фредрик Ридман – хореограф шведского «Евровидения», вместо колдуна, хозяина озера, – хозяин публичного дома, где и работают лебеди.
«Это, конечно, более современная постановка, которая включает ту ситуацию, которая сейчас существует в мире. Я думаю, это шоу может произвести большое впечатление на многих людей. Эмоциональное и даже, может быть, физическое»,
– считает участница проекта Лиззи Гоу. Здесь провокационно все – костюмы, движения, сама музыка. От классической версии остались лишь имена героев, сюжет – приблизительный, Чайковского разбавили электронным звучанием, причем часть композиций написали сами танцовщики.
Стрит данс, хип хоп и брейк данс, световые эффекты, не похожие на балерин танцовщицы, это полностью перезагруженное «Лебединое озеро» с аншлагами встречали в Европе, даже любители классики искали в этих движениях что-то от хореографии Петипа, но в России некоторые все-таки до конца не выдерживали.