В Большом театре зазвучала музыка, рожденная в недрах лаборатории. Так называемая «Опергруппа» под руководством амбициозного режиссера Василия Бархатова представила не менее амбициозную постановку – оперу Сергея Невского «Франциск», где в современный рассказ о житии святого вкрапляются тексты самого Франциска Ассизского.
Это первый пробный камень «Лаборатории современной оперы».
Сергей Невский – российский композитор, больше известный за рубежом. «Надежда русского музыкального авангарда» – это только один из его негласных титулов.
Зрители в недоумении – есть отчего. В фойе – большой перформанс. Участники спектакля – студенты Школы- студии МХАТ – на разогреве. Василий Бархатов наблюдает за живыми картинами – он здесь главный креативщик. Сбылась мечта – ставить оперы современных композиторов по-взрослому на серьезных сценах.
«Чтобы современные оперы ставились не по остаточному принципу – в двух табуретках. А с декорациями, оркестром, с вниманием всего театра»,
– говорит Василий Бархатов.
Трехъярусная стеклянная декорация – оркестр с дирижером на высоте пяти метров. Ударные установки не только на сцене – в ложах. Такая музыка требует стальных нервов – играют на наждачной бумаге, фанере, камне, используют напильник, стекло, пилу с очень смешным названием – лисий хвост.
«Интересный прием, когда на барабан ставят стакан с подстаканником, музыканты играют, возникают ощущение, как поезд едет»,
– отмечает дирижер Филипп Чижевский.
«Такие приемы – оправданы»,
– убежден автор музыки Сергей Невский.
«Стекло и пила отсылают к эстетике итальянского минимализма, которые были в 70-е годы, искусство делать из подручных материалов»,
– объясняет композитор Сергей Невский.
Невский историю Франциска Ассизского знает от и до. Нашел либретто – в основе которого монолог умирающего Франциска.
Первые три сцены впервые сыграли в Австрии и Италии – четвертая была написана специально по заказу лаборатории современной оперы. Франциск для Невского не только святой и поэт, писавший стихи на французском, еще и панк.
«Когда папа Иннокентий III истреблял провансальскую поэзию, истреблял трубадуров, в это время появился поэт, которого папа должен был признать. Церковь пошла на уступки панку-поэту»,
– рассказывает композитор Сергей Невский.
Английский контртенор Дэниэль Китинг Робертс три недели готовил партию Франциска. Для него лаборатория современной оперы авантюра – а он за эксперимент.
«Я сам довольно молодой. У молодых больше энергии, больше драйва, интереснее работать – никогда не знаешь, чем все это закончится»,
– признается контртенор Дэниэль Китинг Роберс (Великобритания).
17 студентов Школы-студии МХАТ впервые получили одну роль на всех. Монолог Франциска читают по очереди.
«Артист драматический должен существовать и в музыкальной композиции. Сложно было сработаться с оркестром, вступать, кому-то было сложно, музыка сложная, необычная»,
– рассказывают студенты Школы-студии МХАТ Максим Стоянов и Вера Шпак.
«Франциск» – дипломная работа выпускника РАТИ – Владимира Бочарова. Верит с трудом, что спектакль на сцене Большого.
Пока судьба «Франциска» под вопросом – войдет ли он в репертуар, зависит от премьерных показов – ведь даже эти пятьдесят три минуты многим даются с трудом.