Оперный фестиваль – визитная карточка не только Савонлинны – маленького курортного городка в Финляндии, но и всего северного края. В этом году знаменитому музыкальному форуму исполняется 100 лет. А недавно к нему добавился и фестиваль балета.
Изначально, в цитадели звучала лишь музыка финских композиторов – исключение было сделано только для «Фауста» Гуно. В наши дни в замке уже звучит весь оперный репертуар. А недавно к оперному форуму добавился и фестиваль балета.
В начале ХХ века Савонлинна была маленьким финским курортом – трижды в неделю пароходы из Петербурга привозили сюда русских туристов. С тех пор, как в 1912 году здесь прошел первый оперный фестиваль, жизнь города изменилась. Сегодня в Савонлинне, 40 процентов территории которой занимают озера чистейшей воды, есть свой драматический театр, два кинотеатра, порт, вокзал, судостроительная вервь, университет, четыре библиотеки.
В одной из них хранится уникальный архив. В городской библиотеке Савонлинны хранится подшивка местных газет, начиная с середины XIX века. В номере 71 за 1912 год находим большую статью, посвященную первому оперному фестивалю. Здесь фотография красавицы Айно Акте – знаменитой финской оперной певицы, которая и придумала делать в Савонлинне национальный оперный фестиваль.
«В то время, когда эта статья была написана, Финляндия еще была частью России. И вот здесь описывается, какой прекрасный был вечер, погода была замечательная, очень здорово. И эта статья написана как стихотворение»,
– говорят в библиотеке. Айно Акте была не только всесторонне одаренной артисткой, но и отличным маркетологом. Одновременно с оперным смотром она организовала в Савонлинне спортивные соревнования. Это привлекло в город еще больше гостей: днем они болели за спорт, а вечером, конечно, отправлялись в крепость слушать оперу. Удивительные фотографии тех первых премьер, а еще афиши 1912 года – некоторые на русском языке – сохранил Пентти Саволайнен, в течение 27 лет бывший директором Савонлинского фестиваля и написавший о нем четыре книги. Последнюю – к нынешнему 100-летнем юбилею. Пока, правда, факты и легенды можно прочесть только на финском.
«Мало кто сейчас помнит, что Айно Акте была не только оперной дивой, но и прекрасной балетной танцовщицей, выучившейся у российских мастеров. Так что, я думаю, она была бы теперь очень довольна, если бы узнала, что в Савонлинне проводится и балетный фестиваль»,
– отмечает филолог Пентти Саволайнен. Несколько лет назад вторая творческая страсть Айно Акте воплотилась в Савонлиннском международном балетном фестивале. В этом году его главным и единственным событием стал фестиваль русского балета Dance Open.
«Оперный и балетный фестиваль вместе собирают около 70 тысяч гостей. Это и те, кто покупает билеты на концерты, и туристы, которые приезжают сюда, привлеченные событием. Общий доход города за время фестивалей – около 100 миллионов евро. Так что для Савонлинны фестивали жизненно важны. К юбилейному году мы готовились особо – заново вымостили улицу, ведущую к замку, отреставрировали несколько старинных домов»,
– рассказывает мэр Савонлинны Янне Лайне. Грандиозный концерт звезд Мариинки, Большого и приглашенных американских солистов в старинной крепости Олавинлинна, плюс неделя детских мастер-классов от преподавателей Академии имени Вагановой, должны дать новое дыхание финскому балету. Пока для Финляндии это скорее экзотика.
«Очень многие занимаются, конечно, как говорят в Америке, для фана, для себя, для настроения, для своего хорошего самочувствия, потому что просто нравится. Сегодня все меньше и меньше идут в балет, а в финский балет – ну, у них численность населения намного меньше. Им лучше какой-то активный вид спорта – фигурное катание, лыжи, с горок, а балет специфический очень»,
– предполагает солистка Мариинского театра, преподаватель Академии хореографии имени Вагановой Вероника Иванова.
Впрочем, несколько целеустремленных и талантливых юных финских балерин на мастер-классе все-таки обнаружилось. Одна из них даже поедет на учебу в Вагановскую академию. Так что ниточки, связывающие балеты двух стран, не прерываются. В местном музее кукол, к которому горожане относятся с по-настоящему детским трепетом, среди прочих есть оперная дива и балетная прима – почему-то довольно упитанная.
А вот музея оперного фестиваля за сто лет здесь так и не появилось. Как нет пока в Савонлинне ни памятника, ни улицы Айно Акте, которая, воплотив собственную мечту, определила судьбу города уже больше, чем на сто лет.
Новости культуры