Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр вернулся из гастрольной поездки в КНР.
Неповторимая атмосфера нового грандиозного Центра искусств, футуристические интерьеры четырех театральных площадок и «пятый элемент» — оперная дива и первоклассный русский оркестр на сцене — напомнили о шедевре Люка Бессона.
Центр исполнительских искусств провинции Цзянсу в городе Нанкине, крупнейший на сегодня в Азии, — уникальный по красоте образец современной архитектуры, раскинувшийся на берегу великой реки Янцзы. Его изысканные очертания напоминают капли воды на листе лотоса.
В четырех «каплях» спрятан целый культурный город: оперный театр на 2200 мест, концертный зал с величественным органом от австрийской фирмы «Ригер», вмещающий полторы тысячи слушателей, драматический и мультифункциональный театры. Петербургский оркестр принял участие в серии концертов, приуроченных к открытию грандиозного сооружения.
В первый вечер 4 октября 2017 года оркестр играл под управлением генерального директора и главного дирижера Центра Кристофера Чена.
Сочинения двух маститых китайских композиторов, «Реквием по Земле» Гуаня Ся и «Война и мир» Лю Юаня, прозвучали в концертном зале в присутствии авторов. С блеском исполненная программа вызвала живой отклик публики.
Артист СПб ГАСО Иван Чернобаев безупречно провел сложнейшую партию ударных в «Войне и мире» — масштабной симфонической картине, вдохновленной романом Льва Толстого.
На бис концертмейстер оркестра Чингиз Османов виртуозно исполнил «Русский танец» Петра Ильича Чайковского, сочинение небольшое, но требующее подлинного мастерства, тем более если его приходится исполнять практически без подготовки, как случилось в Нанкине.
Вечером 6 октября выступлением звездной пары Анна Нетребко — Юсиф Эйвазов открылась оперная сцена центра. Петербургским ГАСО дирижировал музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра Михаил Татарников.
Еще одним солистом концерта выступил азербайджанский оперный певец, солист Большого театра Эльчин Азизов. Концерт открывала одна из лучших увертюр Верди к опере «Набукко». Начальные фанфары, которые, бывает, не выходят и у самых лучших оркестров, безупречно сыграла группа тромбонов (концертмейстер Александр Баратов).
Затем звучали фрагменты из «Аиды» и «Отелло» Джузеппе Верди, «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» Джакомо Пуччини, «Кармен» Жоржа Бизе, номера из оперетт Франца Легара. В знаменитой арии из «Русалки» Антонина Дворжака (один из немногих примеров, когда сопрано выступает в дуэте с засурдиненной трубой) в идеальном балансе с Анной Нетребко выступил ведущий трубач оркестра Михаил Дружинин.
Это было первое выступление Нетребко и Эйвазова в континентальной части Китая. Местная публика овациями встретила выступление артистов. Кристофер Чен (Чэнь Чжанчжэ — кит.) подчеркнул, что выступление Анны Нетребко
«это просто фантастика для нашего центра… Это прекрасно для открытия нашего оперного зала. Мы всегда хотели, чтобы к нам приехала Анна. И мы очень долго работали над этим. В итоге это случилось…
Вы можете видеть реакцию публики. Она была в восторге. Это не очень типично для Китая. Обычно китайская публика спокойнее себя ведет, но в этот раз они были так воодушевлены».
Драгоценный бриллиант требует достойной оправы. И петербургский оркестр помог солистам предстать перед публикой во всем блеске. В одном из номеров примадонна вывела игравшего соло Чингиза Османова, первого скрипача ГАСО, на авансцену. Это был яркий, незабываемый, полный чувства диалог инструмента и голоса.
На следующий день, 7 октября, в концертном зале центра под управлением художественного руководителя, заслуженного артиста России Александра Титова оркестр исполнил увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки, Первый концерт и Четвертую симфонию Петра Чайковского. Солировал Максим Могилевский.
В зале не было свободных мест. Мастерски проведенная Титовым программа, удивительная дирижерская пластика вызвали у публики бурю восторга, музыкантов долго не отпускали со сцены. Ведущий кларнетист оркестра Олег Частиков был, как всегда, безупречен во всем репертуаре, ему особенно удались соло в Четвертой симфонии.
Вслед за Санкт-Петербургским государственным академическим симфоническим оркестром Центр исполнительских искусств провинции Цзянсу примет оркестры Венской филармонии, Мариинского театра и другие прославленные коллективы со всего мира.
Гастроли проходили при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Генерального консульства Китайской Народной Республики в Санкт-Петербурге.