В зале Прокофьева, где обосновался Театр Ларисы Гергиевой, академисты показали еще одну интересную работу — оперу Бенджамина Бриттена «Маленький трубочист».
Короткую сентиментальную историю в стиле Диккенса про несчастного мальчика-бедняка, которого силой заставляли работать трубочистом и которого спасли добрые благовоспитанные дети.
Такая умильная история с бодрым финалом в наше рациональное столетие вполне могла бы показаться несколько приторным блюдом. Если бы не Бриттен с его остроумием, блестящим мастерством, с любовью к стилизации ХIХ века и непритворной привязанностью к детям. И если бы не вкус постановщика Василия Заржецкого, отсылающего зрителя к иллюстрациям старых детских английских и русских дореволюционных книг, к особой уютной наивности их картинок, которые, словно спорхнув с пожелтевших страниц, стали мизансценами спектакля.
В результате получилось компактное, красивое, живое представление, в котором с почти еще детским азартом участвуют молодые академисты.
Собственно, произведение Бриттена под названием «Давайте делать оперу» и было создано для детей как интерактивная игра в театр, а «Маленький трубочист» — его вторая, результативная часть, когда дети ту самую оперу уже «сделали». Но поскольку академисты хоть и юны, но уже не дети, акценты чуть поменялись: играли спектакль для детей, а ставил его финалист конкурса молодых режиссеров Мариинского театра Василий Заржецкий.
С трудностями музыкального текста справились лихо: хоть Бриттен и писал, рассчитывая на детей-исполнителей, интонационно-мелодический склад и ритмика оперы совсем непросты. И главное здесь — ансамбли.
Эта детская опера с элементами «игрушечного» детектива вся замешана на ансамблевом пении-действии: компания юных хозяев дома и их гости секстетом манипулируют веревкой, вытаскивая маленького неудачника из дымохода; строгая экономка и два взрослых трубочиста пререкаются терцетом; сочувствие бедному маленькому Сэму вместе с доброй горничной выражают октетом, отмывают в ванне маленького трубочиста хором — и так далее до бравурного финала, когда, изображая веселый отъезд, поют все тринадцать участников.
Происшествие с трубочистом — увлекательное приключение, но и трогательная история, в которой дети и подростки уже активно проявляют самостоятельную добрую волю.
То скрываясь за черными ширмами, то всей стайкой высыпая на игровую площадку, поворачивая на все лады ярко раскрашенный вытянутый куб, обыгрывая его как дымоход и шкаф, ванну и экипаж — ведь детская фантазия безгранична! — они плетут свою наивную интригу с хитростью, добротой и веселым озорством. У
же немного повзрослевшие Джонни и Джульетта под «шум волны» любезничают и целуются, Софи и Тина крутят нарядными юбочками, мальчики имитируют деловитость, трубочисты Черный Боб и Клэм нарочито грубо препираются, маленький Сэм резво удирает… Это какой-то perpetuum mobile, хорошо организованный сценически, умело расцвеченный костюмами и темпоритмически упорядоченный.
Неиссякаемый генератор временно усмиряет неуемную энергию только для того, чтобы, притаившись, понаблюдать за стенаниями колоритной Мисс Беггот — Екатерины Бондаренко, услышать сочувствие милой няни Роуэн — Татьяны Старковой или артистично обыграть мнимый обморок кокетливой Джульетты — Марины Алешонковой.
Всех имен исполнителей не перечислишь, но общий ансамбль радует и музыкальностью, и актерским умением взаимодействовать, сохраняя индивидуальность каждого персонажа. Надежной поддержкой этому ансамблю выступает «оркестр» — слаженный четырехручный фортепианный дуэт Елены Федоренко и Василия Попова.
Постановщик прелестного спектакля Василий Заржецкий — режиссер молодой, но уже с солидным опытом. На его счету оригинальная, стилизованная под фольклор «Снегурочка» в «Зазеркалье», интересная разновидность мюзикла «Опасные связи» с музыкой оперных мастеров ХVIII–ХIХ веков в театре «Мюзик-холл», удачные спектакли «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» оpen air в рамках фестиваля «Опера всем»…
С успехом прошел и камерный дебют в Мариинском.
Нора Потапова, “СПб Музыкальный вестник”