100-летию со дня рождения Георгия Свиридова посвятили свое выступление хор и симфонический оркестр Мариинского театра.
Концертом из произведений Георгия Свиридова на Новой сцене Мариинского театра знаменитый петербургский коллектив под руководством хормейстера Андрея Петренко отдал дань уважения знаменитому российскому композитору XX века.
Специально для программы этого вечера были отобраны произведения Георгия Свиридова для хора и оркестра, созданные им в разные периоды творчества, поражающие своей высокой простотой, глубокой правдивостью, неповторимой мелодической щедростью, поразительной поэтичностью и свежестью художественного высказывания.
Знаменитые музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель», открывшие вечер, легли в основу одноименного фильма, снятого Владимиром Басовым. Каждая из миниатюр свиридовского цикла полна удивительной гармонии и совершенства.
Еще одно знаковое произведение Свиридова для оркестра начала 1960-х гг. – Маленький триптих с его интонациями знаменного распева и колокольности продолжило программу концерта.
Миниатюры для хора на народные тексты «Русская песня», «Хоровод» и «Как прощались, страстно клялись» на слова А. Блока в аранжировке для хора и оркестра Андрея Петренко прозвучали в исполнении солистки Мариинского театра Екатерины Сергеевой (меццо-сопрано).
Не обошлось и без хрестоматийных хоровых шедевров Свиридова – два фрагмента из концерта «Пушкинский венок» – «Зорю бьют» (солист – Юрий Лаптев, баритон) и «Наташа» соседствовали с молитвенной лирикой хора «Любовь святая» из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович» (солистка – Марина Кирюшина, сопрано).
Художественный руководитель Московского камерного хора Владимир Минин, один из первооткрывателей хорового творчества Георгия Свиридова, придает большое значение литературной основе его сочинений:
«Слово было отправным моментом его творчества… именно слово побуждало фантазию художника и рождало музыку. Горы поэзии читал Свиридов, выбирая для своих сочинений то, что вызывало в душе отклик и рисовало некую картину жизни… У каждого поэта Свиридов слышал свою интонацию – Пушкин, Исаакян, Маяковский, Есенин, Бёрнс, Блок. У каждого свою. Вот что отличало Свиридова от других композиторов. Это была глубочайшая культура – не только музыкальная, но и общечеловеческая».
Еще одним важным звеном программы петербургского концерта стали вокально-симфонические полотна Георгия Свиридова – «Весенняя кантата» (сл. Н. Некрасова) и «Курские песни», кантата на народные тексты.
Из дневников Георгия Свиридова:
«Часто я вспоминаю свою родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — особенно. До 50-х годов (как я знаю) хранились в памяти народных певцов и певиц передаваемые изустно из поколения в поколение дивные старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их».
Свиридова был покорен храмовой архитектурой старого Курска.
«В Курске было много церквей, надо сказать одна красивей другой, и ни одна не похожа на другую… Помню, как во дворе монастыря лежал поверженный колокол, сброшенный оттуда, как мы детьми из школы бегали смотреть его… В церковь я ходил большею частью с бабушкой, которая была очень религиозна…
Сильное впечатление производила вся церковная служба, храм, всегдашняя чистота его, запах воска (тогда свечи были восковые) и ладана, благовоние кадила, которым батюшка помахивал в сторону толпы, все кланяясь одновременно, а толпа крестилась, картины на стенах, высота храма, лики святых. Пение хора входило составной частью в службу, довершая необычность обстановки, возвышенность и значительность происходящего…»
Георгий Свиридов создал миф о России, он воспел ее в своих творениях и унес с собой в вечность… Глубоко прав был современник композитора, композитор Роман Леденёв, сказавший о Свиридове:
«Его музыка стучит в сердце, а это такая редкость. Он понимал искусство как великую силу, богатство, бесценное духовное благо; музыкой своей, где выстрадана каждая нота, возвышал его, унижая пустозвонство, нагло лезущее в уши…»
Благодаря хору и оркестру Мариинского театра под управлением Андрея Петренко, публика в очередной раз погрузилась в состояние блаженства, наслаждаясь созвучиями свиридовских мелодий, единством поэтического слога и спектром гармоний.
Виктор Александров, ClassicalMusicNews.Ru