Десятый международный музыкальный фестиваль Musikfest Berlin завершился несколько дней назад в немецкой столице. В этом году музыка Роберта Шумана и Иоганнеса Брамса занимает едва ли не главную позицию всех программ смотра. На открытии Даниэль Баренбойм совместно с оркестром Берлинской Штаатскапеллы исполнил два фортепианных концерта И. Брамса.
Симфониста в Брамсе разглядел еще Роберт Шуман, едва познакомившись с его фортепианными сонатами. Он оценил в своем молодом коллеге необходимость сочинять оркестровую музыку. В свою очередь сам Брамс освоил жанр симфонии только после 40 лет, постепенно подходя к воплощению своих дерзновенных симфонических вершин.
В интервью радио «Свобода» артистический директор Musikfest Berlin Винрих Хопп заявил:
«Я уверен, что заявленные в программе немецкого форума произведения Шумана и Брамса, окруженные современной музыкой, произведут непривычное воздействие на слушателя. Это будет также и своеобразным тестом для музыки модерна и авангарда – оказаться в общем контексте с музыкой Шумана и Брамса. Ведь именно эти композиторы развивали идеи современного оркестра, написанные ими произведения были для оркестров того времени подчас слишком трудны»
Под занавес фестиваля четыре незабываемых вечера подарил слушателям Берлинский филармонический оркестр во главе с сэром Саймоном Рэттлом. В хронологическом порядке были исполнены все симфонии Шумана и Брамса.
Саймон Рэттл:
“Когда мы говорим о Шумане и Брамсе – это не пара, это трио. Мы также должны помнить и о Кларе Шуман – жене Шумана и любви всей жизни Брамса. Может быть, Брамс был большой любовью Клары после смерти ее возлюбленного мужа. Это поразительная семейная история. Шуман был натурой эпохи Возрождения. У него было так много различных способностей. Брамс не являлся учеником Шумана, но Шуман был его ментором”
Известны особые пристрастия Рэттла к исполнению произведений в манере эпохи. Эти принципы он исповедует в работе с английским «Оркестром Века Просвещения», стараясь как можно ближе следовать первоисточнику произведения.
Вот и с берлинскими филармониками Саймон Рэттл провел очень серьезную и кропотливую работу над звуком и штрихами романтических симфоний. Отсюда как следствие и высокий художественный результат.
Безупречная фантастическая игра Берлинского филармонического оркестра , чарующие соло концертмейстеров: Эммануэля Пайю (флейта), Альбрехта Майера (гобой) и Штефана Дора (валторна) услаждали слух своим романтическим полетным звуком.
Мимика Саймона Рэттла за пультом и его ответственность просто поразительны. Вся музыка у него в голове, он дирижирует без партитуры.
Прихотливые жесты, улыбка, лучезарный взгляд и сценическое обаяние маэстро всегда идут только на пользу обожаемых им музыкантов.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru