Фестиваль «Last Night Proms» уже 22 год проходит в культурной столице Польши Кракове и, подобно своему старшему брату британскому фестивалю «BBC Proms», призван удивлять. Но в век информации и переизбытка развлечений с каждым годом эта задача становится все сложнее: публика всё более взыскательна и всё более избалована.
Если в Лондоне «BBC Proms» – это серия концертов, в последний вечер завершающаяся фейерверком ярких музыкальных номеров, то в Кракове решили ограничиться лишь одним вечером, но также непременно «с фейерверком».
Директор фестиваля Мариуш Шиманский:
«Своеобразной традицией стала разработка программы, которая отличается большим разнообразием стилей. В первом отделении, как правило, солист исполняет традиционный репертуар, во втором – мы просим артистов представить редкое виртуозное произведение».
Завсегдатаи фестиваля ждут восторга целый год и приходят подготовленными – в цветных париках, в забавных шляпах, с флажками Британии и других стран.
Главным действующим лицом нынешнего концерта, проходившего в Оперном Театре Кракова, был Оркестр Бетховенской Академии – лучший профессиональный молодежный коллектив в Польше, выступавший в этот вечер под управлением молодого британского дирижера Ли Рейнольдса, чей послужной список насчитывает множество важных ангажементов по всему миру, включая постоянное сотрудничество с Лондонским Симфоническим Оркестром.
Программа пестрила неожиданными сочетаниями имен: Элгар, Коплэнд, Верди, Вуд, Пуччини, Циммер, Чайковский, Вандерлэнд… Это действительно был захватывающий калейдоскоп эмоциональных впечатлений всех цветов и мастей. Оркестр и дирижер вызывали восхищение своей способностью мгновенно менять маски и в прямом смысле искусно управлять настроением публики.
Публика очень тепло принимала молодую польскую певицу Иоанну Фрешель, представшую в нескольких контрастных образах героинь опер Порпора, Пуччини, Шимановского и Лигети.
По признанию организаторов, героем вечера стал известный российский виолончелист Денис Шаповалов. В первой части концерта он покорил публику своей традиционной манерой, виртуозно и проникновенно исполнив «Вариации на тему Рококо» Чайковского.
Во втором отделении – предложил слушателям нечто совершенно неожиданное, выйдя на сцену в темно-бордовом фраке с электро-виолончелью в руках.
Директор фестиваля Мариуш Шиманский:
«Денис в классическом репертуаре – это удовольствие от высочайшего исполнительского мастерства. Уже во время исполнения Чайковского он установил особый контакт с публикой, она ожидала, что дальше будет что-то не менее интересное.
Позже появился современный Денис с «Rock Variations» – произведением, совмещающим в себе классические традиции и острое звучание симфорока. Уникальная пьеса была написана по нашему заказу, но поскольку работа над ней была завершена буквально за несколько дней до концерта, мы сами не знали чего ожидать!
К счастью мы получили множество восторженных отзывов от слушателей! Произведение прекрасно написано – в нем удивительно органично соблюден баланс между различными стилями. И, конечно, прекрасное исполнение, которое не только приносит радость, но и заставляет слушать».
Виолончелист Денис Шаповалов:
«Вариации на тему Рококо» Чайковского – сакральное произведение для любого виолончелиста, и когда впервые в моей голове возникла идея сделать рок-вариации на эту в высшей степени изящную тему, мне это показалось парадоксом!
Однако, этот смелый эксперимент, к моей большой радости, оказался очень успешным, и могу сказать, что в этой пьесе я почувствовал себя как рыба в воде, или скорее, как птица в небе.
Я сочиняю произведения в рекордно короткие сроки, что уже стало моей личной традицией. Нехватка времени меня будоражит и в то же время мобилизует. Но эта пьеса была для меня особым вызовом – раньше я никогда не писал ничего для симфонического оркестра, и понятия не имел, как это делается (улыбается).
Я пишу музыку карандашом в нотной тетради, а не на компьютере, поэтому не знал, как это всё будет звучать, и на первой репетиций очень волновался.
Конечно, невероятное удовольствие, когда ты вживую слышишь всё, что до этого звучало только в твоей голове! Кроме того, передо мной стояла нелегкая задача за 3 дня выучить все экзерсисы, которые я сам себе написал. Потому что как композитор – я пишу очень виртуозные вещи, а к исполнителю чрезвычайно требователен (Смеется)».
Музыканты оркестра под управлением молодого дирижера, проявили себя тонкими ансамблистами, также способными к перевоплощению.
Их подчеркнутая сдержанность и пиетет к классическому стилю Рококо сменился восторгом от свободы самовыражения в исполнении нового произведения – в отдельных частях помимо игры на инструментах, оркестр пел, хлопал в ладоши и даже выступал в жанре бит-бокс.
Дирижер Ли Рейнольдс:
«Было очень весело исполнять эту пьесу! В этой музыке столько силы и энергии, и в то же время в ней много контрастов, много различных рок-стилей – и хард-рок, и баллада, публика была захвачена этой энергией и охотно откликалась на предложение участвовать в исполнении! Это было абсолютно поразительно!»
Если организаторы фестиваля знали чьему перу принадлежит пьеса (Денис прислал ноты за 4 дня до премьеры!), то публика совершенно не догадывалась, так как в программке автором значился некто Дэнис Вандерлэнд.
Лишь в конце биографии Шаповалова упоминалось, что Wonderland – это альтер-эго виолончелиста.
Виолончелист Денис Шаповалов:
«Я одинаково люблю классику и рок, и внутри меня давно и органично уживаются два музыканта: классический музыкант Денис Шаповалов и рок-исполнитель Denis Wonderland, который просто только теперь появился на свет официально.
Конечно, вещи академические я пишу под своей фамилией, а рок – другое дело. Я заметил, что со мной происходит много удивительных и даже иногда невероятных вещей, поэтому, сопоставив множество фактов, понял, что это настоящий Wonderland (улыбается).
А после этой премьеры убедился в этом окончательно и думаю, что теперь, конечно, неизбежно должно появиться шоу Вандерлэнда, вот тут будет драйв!»
Вера Гельцер