К 80-летию со дня рождения Владислава Успенского (1937–2004).
Я хочу быть понят
моей страной,
А не буду понят —
что ж,
По родной стране
пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
В. Маяковский
Музыкально-театральный фестиваль «Путь доброты», посвященный творчеству Владислава Успенского, приурочен к 80-летию со дня рождения композитора, чье наследие поражает многообразием жанров и стилей.
В сущности, «Путь доброты» начался весной, той самой «Петербургской музыкальной весной», которая в 53-й раз собрала петербуржцев — любителей современной музыки, Музыка Успенского была «дома», на «Весне», которой он —
один из инициаторов и художественных руководителей — отдал четыре десятилетия жизни.
В Доме композиторов в программе «Владислав Успенский. Монологи и диалоги» звучали вокальные циклы и камерные ансамбли; в зале капеллы — элегическая симфония «Посвящение» (памяти матери); концерт популярной музыки украсили песни композитора… Летом почтили память Успенского концертом в фестивале «В сторону Выборга», устраиваемым Алексеем Гориболем.
Имя Успенского хорошо знакомо и завсегдатаям филармонии, и любителям песенных марафонов. Его мелодии льются и с театральных подмостков, и с домашнего телеэкрана. Его музыка звучит и в кинозалах, и под сводами храмов…
Достаточно напомнить такие известные работы Владислава Успенского, как оперы «Интервенция», «Война с саламандрами», балет «Летят журавли», мюзиклы, украшавшие афишу театра «Буфф»… Достаточно напеть «Снега России» или «Не судите меня» из репертуара Эдиты Пьехи и Валентины Толкуновой …
Это не было всеядностью: слух музыканта улавливал интонации времени повсюду и возвращал их в наш обиход преображенными авторским участием и рукой мастера.
«Я хочу быть понят сегодня»,
— часто повторял Успенский. Может быть, из желания быть услышанным людьми разных поколений, разных вкусов и привязанностей рождались такие произведения, как «Наваждение» для фортепиано и эстрадно-симфонического оркестра или Концерт для электрогитары и симфонического оркестра…
Не отсюда ли и необычный замысел драматического мюзикла «Анна Каренина»? И обращение к вере в богослужебном хоровом триптихе «Всенощное бдение» — «Божественная литургия» — «На исход души» (1990–1992)?
Он оставил записки «Шостакович в моей жизни (Воспоминания об Учителе)». Профессора Успенского самого будут с благодарностью вспоминать более сорока выпускников кафедры композиции нашей Санкт-Петербургской консерватории — и в России, и в Украине, и в Беларуси, и в «дальнем зарубежье» — в Германии, Болгарии, Мексике, Перу, Корее. Будут помнить друзья и коллеги по Союзу композиторов Санкт-Петербурга, одним из руководителей которого Успенский оставался без малого сорок лет.
А я вспоминаю 40-ю юбилейную «Петербургскую музыкальную весну»: она стала последней весной Владислава Успенского.
В Большом зале филармонии звучала «Музыка для скрипки с оркестром», объявленная в 1966 году на афише одной из первых «Весен». В Большом зале консерватории давали «Анну Каренину» — его лебединую песню. Как оказалось, «на исход души»: тяжело больной композитор не слышал аплодисментов, которыми петербургская публика прощалась с ним.
«Путем доброты» петербуржцы пройдут, слушая музыку Владислава Успенского, всю нынешнюю осень. Но уже с первых шагов фестиваль взял мощный разбег.
На концерте-открытии в Доме композиторов впечатлил хор «Сигнум» под управлением Петра Гайдукова, спевший рядом с фрагментами «Литургии» одну из лучших песен Успенского «Снега России» в мастерской хоровой аранжировке.
Эту культовую мелодию напомнили еще раз и певцы, и юная арфистка Алиса Садикова, пленившая зал своим «Парафразом о любви». Благодарности заслуживают все участники концерта, игравшие инструментальные пьесы, исполнявшие песенные хиты композитора — да не обидятся на меня музыканты, чьи имена не названы здесь (мы еще вернемся к обозрению фестиваля, который только начался).
Но подлинно творческое наслаждение, которое подарили слушателям Мария Людько и Алан Старовойтов, исполнившие в сопровождении фортепиано (Татьяна Польская) вокальный цикл для сопрано и баритона «Два солнца стынут…» на стихи Марины Цветаевой и Бориса Пастернака, не могу не отметить особо.
Это не первое на моей памяти исполнение поразило какой-то истовостью, полной растворенностью в образе — будь то взволнованный безукоризненный вокал, или искреннее переживание и вдумчивое прочтение диалога двух гениальных поэтов…
Камерный «домашний» концерт собрал друзей композитора; его по-домашнему же раскованно и доверительно, иллюстрируя свой рассказ фрагментами фильмов и видеозаписями, вела Ирина Евгеньевна Тайманова, верная муза Успенского, вдохновительница фестиваля.
Во дворе «дома Довлатова» на улице Рубинштейна состоялся ночной симфонический концерт под управлением Михаила Голикова с говорящей программой: «От Успенского до Бернстайна», а в Купольном зале Таврического дворца исполнялись органные произведения композитора и на этот раз целиком его «Литургия».
В выставочном зале «Манеж» в рамках выставки «70-е» состоялся симфонический концерт «Романтика 70-х», в котором прозвучала музыка Успенского из кинофильмов «Крах инженера Гарина», «Долгая дорога к себе», «Миссия в Кабуле», а также яркие симфонические зарисовки «Рапсодия в стиле ретро», Концертино для тромбона и поэтическая сюита из балета «Летят журавли».
А в Малом зале филармонии Международный день музыки 1 октября отметили концертом «Бал героев». Слушатели перелистали страницы мюзиклов «Анна Каренина», «Шерлок Холмс и королева Богемии», «Элиза», «Казанова в России» и других сочинений…
Продолжается жизнь творческого наследия Владислава Успенского, продолжается фестиваль — путь доброты нескончаем.
Иосиф Райскин, СПб Музыкальный вестник