Открытие нового памятника композитору переросло в размышления о будущем.
Скульптурную композицию в честь выдающегося композитора Сергея Прокофьева вчера наконец–то открыли в Камергерском переулке, напротив дома № 5/6.
Впервые это историческое событие хотели провести в день рождения Сергея Сергеевича (23 апреля), затем — в день московской премьеры оперы «Война и мир» (16 октября), потом — «в конце ноября» (по словам исполнительного директора Российского военно-исторического общества Владислава Кононова) и «до конца 2018 года» (согласно распоряжению мэра Москвы Сергея Собянина).
В итоге, московская акция была приурочена к финалу Году Прокофьева: 125-летие композитора отмечается в этом году на государственном уровне по всей стране, официальная церемония закрытия прошла первого декабря в Концертном зале Мариинского театра.
Автор нового памятника — народный художник России Андрей Ковальчук посчитал, что оттяжка сроков – в сложности утверждения проекта:
«Я проходил все инстанции, которые нужно проходить в Москве — это комиссия по монументальному искусству, художественно–экспертный совет, то есть это целая такая цепочка согласования и процедур, которые требуются для установки даже небольшого памятника. Примерно месяцев десять»,
– рассказал скульптор.
Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов объяснил, что «особых обстоятельств не было» для задержания сроков открытия монумента:
«Скульптор работал. Мы не могли его торопить. Потом, здесь такая улица непростая. Очень много нужно пройти согласований,
– продолжил Михаил Аркадьевич.
“Улица старая. Есть культурный слой. Плюс мы ещё приглашали специалистов. […] Скульптор много чего менял, потому что работали над образом… Мне кажется, что памятник устанавливается на века, поэтому здесь с точки зрения истории, ну год прошёл — это мне кажется, не очень большое время,
– заметил Михаил Брызгалов.
Новой скульптурной композиции обрадовался художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев:
«Мне кажется, это очень здорово, что буквально несколько дней назад мы чествовали Майю Михайловну Плисецкую […] Сегодня Прокофьева. Мне кажется, что мы возвращаем нашим людям то, что им давно по праву принадлежит, с чем они никогда не расставались,
– сказал он после торжественной церемонии открытия монумента Прокофьеву.
Правда, Гергиев добавил, что
«мы можем сделать намного–много больше», поскольку «не мы нужны Прокофьеву, а Прокофьев нужен нам».
Причём, это касается мест, связанных с творчеством Сергея Сергеевича (в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге), а также творческих планов. По мнению Валерия Абисаловича, судьба «Скифской сюиты», «Стального скока» и «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего» всё ещё ждёт ярких прочтений, в частности от молодёжи.
Шире открытия памятника великому русскому композитору посмотрел заместитель министра культуры России Александр Журавский:
«То, насколько удивительно результативно прошла история с годом Прокофьева, привела к тому, что в репертуарах всех крупнейших музыкальных площадок, концертных площадок мира, репертуар Прокофьева появился, как неотъемлемая часть.
Я думаю, что, если к такому же результату мы придём в результате Года Стравинского, это будет замечательно: это будет продвигать нашу отечественную культуру, нашу отечественную музыку, наших замечательных отечественных композиторов,
– заявил замминистра культуры.
Также он поддержал идею Валерия Гергиева посвятить заседание коллегии Минкультуры возвращению наследия русских композиторов региональными филармоническими и, особенно, театральными коллективами. Среди авторов были названы: Михаил Иванович Глинка, Николай Андреевич Римский–Корсаков, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и Дмитрий Шостакович.
Новый памятник Сергею Прокофьеву — четвёртый в России и второй в Москве.
В 1991 году во дворе Детской музыкальной школы имени Прокофьева появился первый столичный памятник Сергею Сергеевичу, созданный азербайджанским скульптором Виктором Думаняном.
Памятник балерине Майе Плисецкой в образе Кармен открыт в Москве
Два других монумента были поставлены в Челябинске (скульптор — Вардкес Авакян) 16 лет назад и на родине композитора, в селе Красное Донецкой народной республики (скульптор — Василий Полоник), четверть века назад, к столетию со дня рождения композитора.
Бронзовая фигура, выполненная Андреем Ковальчуком, изображает композитора в полный рост (высота скульптуры — 210 см). Сергей Прокофьев держит в руках ноты одной из лучших своих опер — «Игрока». Взгляд его обращён к дому в Камергерском переулке, где он прожил последние шесть лет жизни. С 2008 года в этом здании располагается музей Прокофьева.
К слову, вчера там открылась новая постоянная экспозиция «Композитор, опередивший время», посвящённая многогранному творчеству Сергея Сергеевича.
Анна Ефанова, “Независимая газета”