Филармонический оркестр Турку и Лейф Сёгерстам выступили в Концертном зале Мариинского театра.
На берегах Невы единственным концертом Филармонического оркестра Турку под управлением Лейфа Сёгерстама завершился осенний фестиваль искусств «Недели Северных стран», организованный генеральными консульствами Дании, Норвегии, Финляндии и Швеции, Датским институтом культуры и Институтом Финляндии.
По словам генерального консула Дании в Санкт-Петербурге Торбьорна Линдмарка,
«cотрудничество между Северными странами и Северо-Западным регионом России всегда было очень важным, благодаря нашему общему географическому положению, нашей общей границе, а также нашей общей истории. У нас огромный потенциал, и мне кажется, что мы можем научиться многому друг от друга и друг о друге».
Выступление старейшего музыкального коллектива страны Суоми – Филармонического оркестра Турку становятся доброй традицией осенней музыкальной жизни петербургского сезона. Вот уже в третий раз финны приезжают с уникальной симфонической программой в Концертный зал Мариинского театра.
Выступление оркестра открыло абонементный цикл Мариинского театра «Приглашенные оркестры – Запад». Очередной визит финских музыкантов был связан с юбилеем национального героя страны – Яна Сибелиуса.
В Турку состоялись премьеры ряда произведений Яна Сибелиуса (под управлением самого композитора). Филармонический оркестр Турку – гордость Финляндии.
В этом году наряду со знаменательной датой – 150-летия со дня рождения Яна Сибелиуса оркестр отмечает и свой 225-летний юбилей. В разное время за пультом оркестра стояли такие выдающиеся дирижеры, как: Пааво Берглунд, Тауно Ханникайнен, Йорма Панула, Жак Мерсье и Ханну Линту. Оркестр еженедельно устраивает симфонические концерты, многие из которых транслируются в режиме он-лайн по всему миру. Кроме того, камерные ансамбли коллектива регулярно выступают в исторических залах Турку и его архипелага.
Филармонический оркестр Турку организует специальные программы для детей и юношества, принимает участие в ряде оперных постановок.
Выдающийся финский дирижер, композитор, пианист и скрипач Лейф Сегерстам у руля коллектива с 2012 года. За это время маэстро успел преобразовать звучание оркестра, добавив немало новых художественных оттенков. В концертных программах оркестра исполняется много современной музыки, в том числе произведения скандинавских авторов.
Лейф Сёгерстам известен еще и как превосходный композитор. Он является блестящим знатоком оркестра и хранителем старинных музыкальных традиций.
Лейф Сёгерстам:
«Филармонический оркестр Турку – один из старейших коллективов страны. Я его очень люблю и намерен сделать еще немало интересных проектов.
За свою жизнь мне приходилось руководить и дирижировать многими оркестрами Финляндии, но Турку – это молодой оркестр, бросающийся на музыку любых направлений и ярко проявляющий себя в интерпретации того, или иного сочинения.
Музыканты всегда внимательно слушают друг друга, делятся мыслями и всегда рациональны с дирижером. И такой стиль отнюдь не зародился с оркестром, он привился со мной».
Концерт открылся поздним сочинением финского классика – симфонической поэмой «Тапиола» (соч. 112), отражающей пейзажи суровой северной природы.
В сопровождении Филармонического оркестра Турку прозвучали избранные песни Яна Сибелиуса на стихи финского поэта шведского происхождения Йохана Людвига Рунеберга – «Был ли то сон?» и «Возвратилась девушка с прогулки». Их проникновенно исполнила замечательная финская певица, сопрано Камилла Нилунд.
Камилла Нилунд:
«Для многих вокальных сочинений Сибелиуса, в том числе песен характерно постепенное развертывание, никогда песня не достигает какой-то вершины, кульминации. Дыхание северной природы неизменно ощущается в каждой из миниатюр, если принять во внимание и те места, где композитор жил, в частности заповедная Айнола. Природа того края воодушевляла Сибелиуса на создание вокальных и оркестровых сочинений.
Я уверена, что когда композитор уезжал из Финляндии, память об Айноле всегда присутствовала в его душе. С 1988 года я живу за пределами Финляндии, но творчество Сибелиуса – это тоже часть моей родины».
Симфоническая поэма для сопрано и оркестра «Луоннотар» (соч. 1913 года) принадлежит к числу самых сложных произведений Сибелиуса. Это связано с насыщенной вокальной партией материала – высокая тесситура голоса с характерными признаками народного мелоса певцов-сказителей не всегда удобна современным вокалистам, привыкшим к академической манере.
Однако для чарующего тембра лирико-драматического сопрано Камиллы Нилунд таких преград просто и не могло возникнуть.
Камилла Нилунд:
«Луоннотар» считается одним из сложных комплексных произведений Сибелиуса в вокальной литературе. В этой музыке солист может хорошо проявить весь свой технический диапазон голоса, богатую палитру оттенков».
Кульминацией вечера стало величественное исполнение Второй симфонии ре мажор, соч. 43.
Сам композитор никогда не отрицал, что в его симфониях ощущается неосознанное воздействие впечатлений родной природы и национальный музыкальный колорит. Но Сибелиус никогда не ограничивался прямолинейной имитацией народных мелодий. Композитор избегал в своих симфониях, которые он считал высшим видом музыкального искусства, конкретной программности:
«Мои симфонии – это музыка, которая задумана и создана без какой-либо литературной основы. Я не литературный музыкант, для меня музыка начинается там, где умолкает слово».
А о Второй симфонии отзывался так:
«Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое».
Эпический подтекст Второй симфонии был очевиден в трактовке Лейфа Сёгерстама. Дирижер, которому определенно близка музыка Сибелиуса, выстроил четкую и стройную концепцию симфонии: контуры мелодических линий, все кульминационные подъемы и динамическая палитра были ясно очерчены и в то же время органичны.
Лейф Сёгерстам:
«Я родился с музыкой Сибелиуса. Мне было 7 лет, когда я из рук своего отца получил партитуру Пятой симфонии композитора. Каждый новый раз, обращаясь к симфониям и поэмам, я иначе открываю для себя бездну творческих исканий Сибелиуса.
Мне сейчас 71 год. Я еще сам сочиняю и много дирижирую, чувствую дыхание мысли своего старшего коллеги, ведь Сибелиус закончил писать намного раньше. Его партитуры, когда их снова пересматриваешь, похожи на веб-страницы. Переворачивая их, я нахожу какие-то новые краски и мысли.
Музыка сравнима с природой, которой мы живем. Точно так же и Сибелиус думал о Вселенной, сочиняя свои симфонии. Возможно, там нет таких бурь, но все же, это походит на некие частички, которые врываются во Вселенную через хроматизмы. Конечно, существуют музыкальные пейзажи, однако в своей музыке Сибелиус использовал точно так же, как и я, 12 звуков в октаве.
Если я берусь за дирижерскую палочку, то моя интерпретация наиболее чуткая и близкая к тому, что ощущал и как предполагал сам Сибелиус. Будь то, Четвертая симфония, сыгранная финским оркестром, или, например, с Национальным оркестром Франции. В музыке можно найти множество разных оттенков. Можно это делать серьезно, вкладывать душу, но я считаю, что сила финской музыки состоит именно в той передаче эмоций, которую в данном случае я стараюсь от своей души представить и донести слушателю».
На бис оркестр вместе с Лейфом Сёгерстамом исполнил трогательный Грустный вальс и национальный гимн страны – симфоническую поэму «Финляндия» Яна Сибелиуса.
В декабре Филармонический оркестр Турку во главе с Лейфом Сёгерстамом проведут масштабный цикл из всех симфоний Яна Сибелиуса. Это событие произойдет на севере Финляндии в дни празднования 150-летия со дня рождения классика финской музыки.
Лейф Сёгерстам:
«Мы уже отпраздновали 225-летие со дня основания Филармонического оркестра Турку. Прошлой весной в Турку состоялся концерт под открытым небом – мы играли симфоническую поэму «Финляндия» на семи холмах, расположенных в городе.
В дни предстоящего юбилея композитора мы вместе с Филармоническим оркестром Турку проведем марафон симфоний Сибелиуса. Кроме того, для лейбла Naxos мы сделали много записей редко звучащих произведений Сибелиуса, часть из которых вообще неизвестна слушателю».
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.Ru