Опера Чайковского “Пиковая дама” в постановке Юрия Темирканова — уже третий спектакль Мариинки, который полностью перенесен на сцену во Владивостоке. 18 декабря “Пиковая дама” была исполнена уже солистами приморской оперы. Публика с благодарностью приняла такие “дары”.
На сцене Приморского театра оперы и балета художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев представил постановку Мариинского театра. Представление “Пиковой дамы” в исполнении оркестра и оперных солистов Мариинки стало особым подарком для Приморской публики, дирижировал сам маэстро.
Перенос как технология стал для молодого Приморского оперного театра прогрессивным способом насыщения репертуара полноценными спектаклями с готовыми декорациями и костюмами.
Теперь спектакль зажил своей жизнью на приморской сцене. 18 декабря “Пиковая дама” была исполнена уже солистами приморской оперы. Дирижировал Павел Смелков, оркестр звучал ярко с переходами в тонкое и мягкое сопровождение драматически напряженных и психо-эмоциональных сцен. Такие переходы обусловлены тем, что “Пиковая дама” пронизана контрастами — одновременно на сцене то наивный сентиментализм, то глубокая психологическая драма.
Опера “Пиковая дама” — ярчайший образец реалистического искусства. Эта музыкальная трагедия поражает психологической правдивостью мыслей и чувств героев, их надежд и страданий. Характерные черты стиля Чайковского получили в “Пиковой даме” свое наиболее полное и совершенное выражение.
Либретто оперы во многом отступает от литературного источника. Произведение Пушкина — прозаическое, а либретто — стихотворное, в нем изменены некоторые сюжетные ходы, иное освещение получили характеры и поступки действующих лиц.
Так, Лиза у Пушкина — бедная воспитанница богатой старухи-графини, в опере превратилась в богатую внучку графини, стала сильной и страстной натурой, беззаветно преданной своему чувству. Пушкинский Герман — человек одной страсти, расчетливый и жесткий, охваченный одной лишь жаждой обогащения, предстает в музыке Чайковского, как человек с огненным воображением и сильными страстями, он находится во власти противоречивых чувств и страстей, которые приводят его к неизбежной гибели.
Различие общественного положения героев в либретто определило тему социального неравенства. В опере с трагедийным пафосом отражены судьбы людей в обществе, подчиненном беспощадной власти денег, а Герман — жертва этого общества, его стремление к богатству незаметно становится навязчивой идеей, заслоняющей любовь к Лизе и приводящей его к гибели.
Финалы драмы у Пушкина и Чайковского также различны: у Пушкина Герман, хотя и сходит с ума, все же не умирает, а Лиза даже благополучно выходит замуж; у Чайковского — оба героя погибают.
При исполнении на Приморской сцене каждая новая картина была отмечена аплодисментами публики, потрясенной роскошью и масштабностью оформления. Художник-постановщик спектакля, известный театральный художник Игорь Иванов создал образ спектакля в словно оживших исторических картинах из жизни Петербурга начала 19 века.
Несомненное эстетическое удовольствие доставляют и роскошные костюмы, которых в спектакле очень много. Колонны, золото, зеркала и люстры в оформлении делают спектакль эталоном визуализации классики, что в современных оперных постановках во всем мире и в России встречается все реже.
Главная партия Германа в исполнении тенора Виктора Луцюка прозвучала очень эмоционально. Особенностью оперы “Пиковая дама” является то обстоятельство, что Герман присутствует на сцене и поет во всех семи картинах оперы, что требует от певца высокого мастерства и выносливости.
Алена Диянова (сопрано) исполнила партию Лизы трогательно и чувственно, сумев передать драматизм страстей несчастной любви. Единодушно оценила публика созданный образ и блистательно исполненную партию Графини народной артисткой России Ларисой Дядьковой (меццо-сопрано), которая продемонстрировала высочайшую культуру оперного пения и сценическую выразительность.
В спектакле прекрасно поставлены массовые сцены, в том числе и с детьми, что сделать безупречно очень непросто. Следует отметить, что заметно подрос уровень хора, балета и миманса театра.
Оживлением в зале зрители встречали известные арии “Прости, небесное созданье”, “Я вас люблю”, “Что наша жизнь? Игра!”, что свидетельствует об осведомленности нашей публики, хотя она все еще аплодирует между музыкальными частями и конечно делает это искренне.
Несомненно, опера “Пиковая дама” — великое творение Чайковского русской оперы прошлого столетия. Музыка Чайковского в этом произведении достигает необычайной силы драматического воздействия и глубины проникновения в сложности человеческой души, раскрывает сложный мир страстей, движущих нашими действиями и поступками, что делает “Пиковую даму” актуальной, видимо, навсегда.
Нина Шульгина, РИА “PrimaMedia”