11 марта 2018 года исполнится 200 лет со дня рождения выдающегося французского и русского солиста балета, гениального хореографа, театрального деятеля и педагога Мариуса Ивановича Петипа.
История Петербурга и петербургской балетной школы неразрывно связана с его именем.
В 1862 году Мариус Петипа был официально назначен балетмейстером Петербургских императорских театров, с 1869-го стал главным балетмейстером. Это место он занимал до 1903 года.
«Учитывая большое значение творчества Петипа для отечественной и мировой культуры и в связи с исполняющимся в 2018 году 200-летием со дня его рождения, постановляю принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2018 году 200-летия со дня рождения Петипа»,
— отмечается в Указе Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21.05.2015.
9 ноября 2017 года на репетиционной базе Санкт-Петербургского государственного театра балета им. Л. В. Якобсона состоялась открытая репетиция балета «Дон Кихот».
Журналисты оказались в закулисье театра и наблюдали за сложным репетиционным процессом. Несмотря на то что увиденное было рабочим материалом, многие не смогли удержаться от аплодисментов.
Балет на музыку композитора Л. Минкуса впервые был поставлен М. Петипа в 1869 году. Для создания данного спектакля художественный руководитель театра заслуженный артист России Андриан Фаддеев пригласил датского хореографа Йохана Кобборга.
Датчанин известен не только как мировая звезда балета, но и как уже зарекомендовавший себя хореограф (в качестве постановщика балетов он работает с 2005 года). «Сильфида» в его редакции открывала сезон Лондонского королевского балета, а также была в афише Большого театра, Национального балета Литвы, Цюрихского балета, Национального балета Канады.
Й. Кобборг является режиссером-постановщиком гала-концертов в Швеции и Дании. В Зале королевы Елизаветы в Лондоне он поставил собственную программу «Из Дании».
Отвечая на вопрос журналистов, какое амплуа ему ближе — хореографа или танцовщика, Й. Кобборг пошутил, что ему уже не 20. Конечно, ему нравится танцевать, но ничуть не меньше нравится проявлять себя в качестве постановщика — искать новые решения, подходы к созданию спектаклей.
Хореограф признался, что
«довольно сложно закрыть глаза и уши на все предыдущие постановки и сформировать свое собственное видение, добавить что-то новое, сохраняя классические элементы балета».
По его словам, в данную редакцию были добавлены многие музыкальные моменты, важные с драматургической точки зрения, которые не использовались в предыдущих постановках.
Балетный Дон Кихот отличается от образа, созданного Сервантесом, достаточно соотнести объем книжной версии и музыкального либретто.
«Надо выбрать наиболее важные и интересные сцены для балета. Я представляю, что в книге является реальностью, а что — выдумкой, и моя задача — найти комбинацию, взаимосвязь… Самое главное в “Дон Кихоте” — это поиски любви… Любовь прежде всего»,
— прокомментировал журналистам свое видение балета Й. Кобборг.
Также он отметил, что, будучи постановщиком с одной стороны и любителем традиционного балета — с другой, не хочет далеко отходить от классики и приносить новшества лишь для того, чтобы поразить публику.
За выразительность сценографии балета отвечает известный французский театральный художник Жером Каплан. Его имя знакомо российской публике в связи с балетом «Утраченные иллюзии», поставленным на сцене Большого театра хореографом Алексеем Ратманским на музыку Леонида Десятникова.
За эту работу в 2012 году ему была присуждена Высшая театральная премия «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».
Световое решение представит Венсан Милле, с которым Ж. Каплан работал в Большом театре. Музыку композитора Л. Минкуса исполнит Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр под управлением дирижера Анатолия Рыбалко.
Увидеть разницу между классическими постановками Михайловского, Мариинского театров и постановкой Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона в редакции Й. Кобборга публика сможет совсем скоро.
Премьера балета состоится 14 декабря в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова и 19 декабря в Александринском театре.
Ксения Иванова, nstar-spb.ru