Колонна из четырех междугородних автобусов 11 сентября 2015 года в 9:30 отправилась от Триумфальной площади в Москве, где стоит здание Московской филармонии, в подмосковный город Клин. В двух из них ехали полторы сотни новых студентов Академического музыкального училища при Московской консерватории им. П. И. Чайковского – легендарной «Мерзляковки».
В двух других – Государственный академический симфонический оркестр им. Е. Ф. Светланова и журналисты. Ехали они в Музей-заповедник П. И. Чайковского в Клину на церемонию торжественного посвящения в музыканты студентов-первокурсников «Мерзляковки». Эту традицию в 2012 году возродил художественный руководитель Госоркестра им. Светланова Владимир Юровский – сам выпускник «Мерзляковки». В этом году училищу вернули его историческое имя, заменив в нем «колледж».
Вот уже четвертый сентябрь Госоркестр им. Светланова приезжает в Клин и дает для новых студентов большой дневной концерт в концертном зале музея. Вечером оркестр дал концерт для жителей Клина. Трижды оркестр приезжал с В. Юровским, а в прошлом году оркестр играл п/у его отца Михаила Юровского, тоже выпускника «Мерзляковки».
Каждый год в музее перед концертом проходит пресс-конференция. В этом году в ней участвовали Владимир Юровский, директор музея-заповедника П. Чайковского Галина Ивановна Белонович, директор Музыкального училища при Московской консерватории Владимир Петрович Демидов, его заместитель по учебной работе Надежда Васильевна Солдатикова и директор Госоркестра им. Светланова Григорий Гаврилович Левонтин.
Отвечая на вопрос: «Чем вам дорог Клин?», В. Юровский сказал:
«Клин дорог каждому музыканту этой планеты. Это одно из священных мест для музыкантов. Его можно сравнить с домом Баха в Лейпциге, с домом, где родился Моцарт в Зальцбурге, домом Шуберта в Вене. Таких мест на Земле не так много и одно из них – Клин.
Что касается личных воспоминаний, то как же не помнить, хотя уже почти тридцать лет минуло, как 28 лет назад нас в такой же вот полусолнечный день привезли сюда и посвятили, можно сказать, в музыку. Посвятили В Профессию с большой буквы. Это заряд, который дается на всю жизнь».
Юровский сказал, что бывает в Клину не чаще одного раза в год на посвящениях в студенты. Свое предыдущее посещение в 2013 году он запомнил особо.
«Мне тогда показали партитуры Чайковского, которыми он пользовался как дирижёр. Это особенно ценно, и, слава Богу, постепенно выходят в свет тома полного собрания сочинений Петра Ильича Чайковского, и я надеюсь, что со временем выйдут и факсимильные издания каких-либо из этих партитур. Для музыкантов всего мира это совершенно неоценимая помощь и источник вдохновения».
Самым важным для себя событием юбилейного года Чайковского В. Юровский считает
«первое для меня исполнение совместно с пианистом Кириллом Герштейном в Вероне неделю назад второй, или вернее, оригинальной версии Первого фортепианного концерта Чайковского. Она считается второй, потому что Чайковский сам внёс в нее незначительные изменения. Но она кардинальнейшим образом отличается от той, которую мы слышим на Конкурсе Чайковского. Там масса тонкостей в инструментовке, в фортепианной партии.
Я считаю большим счастьем, что я, наконец, исполнил эту версию. А подарена она была мне музеем Чайковского в Клину».
Музей преподнес Юровскому в подарок два вышедших тома полного собрания сочинений П. Чайковского.
На вопрос о новых направлениях в планах работы Госоркестра им. Светланова Юровский ответил:
«Трудно говорить про новые направления – у нас каждый концерт это новое направление. Будет много современной музыки. Грядет 80-летний юбилей оркестра. Хотя сам юбилей будет в сезоне 2016/2017 годов, но мы начнем празднование еще в предыдущем сезоне. У меня есть одна идея, но, скорее всего, она останется гипотетической – к 80-летнему юбилею исполнить 80 новых сочинений, написанных специально для нас и посвященных оркестру».
Первый концерт в нынешнем сезоне 15 сентября в Большом зале консерватории будет, как всегда, посвящен памяти Светланова.
«Откроется он российской премьерой сочинения профессора Московской консерватории Владимира Тарнопольского, чья оркестровая музыка в России фактически не звучит. Потом молдавская скрипачка Патриция Копачинская будет играть Второй концерт Бартока, во втором отделении будет редко звучащая Первая симфония Рахманинова».
Ответив на этот вопрос В. Юровский убежал, именно убежал на репетицию. Кстати и на эстраду он обычно выбегает!
Заместитель директора Училища Н. В. Солдатикова рассказала о статистке приема нынешнего года. Общее число принятых, за счет платных студентов, увеличилось и составило 156 человек, из которых 115 – бюджетники. Все они, за исключением нескольких заболевших, приехали в Клин. Конкурс, в среднем по училищу, был 4,26 на место. Наивысшая конкуренция была у вокалистов – 11 человек на место. Небывало высокий конкурс был у теоретиков – на 8 мест претендовали 22 человека, и у дирижёров хора – 13 мест на 27 абитуриентов.
В этом году в Клину не было церемонии вручения первокурсникам студенческих билетов, т. к. они не могли жить без них 11 дней и получили их в Училище.
Днем состоялся концерт для студентов, перед началом которого Владимир Юровский в своем слове поздравил новых студентов со вступлением в новую жизнь.
«Сегодня счастливый день для всех. Вы все занимаетесь музыкой с детства, но теперь вы входите в совершенно неизвестную для вас страну музыкантов <…> Музыка в нашем понимании это не профессия, а способ существования. Это резонанс с миром, резонанс друг с другом, это значит находить другого в себе и себя в другом <…> Музыка говорит на том языке, который понятен всем. Что нельзя сказать словами, можно сказать музыкой».
Естественно, как и в прошлые годы, в программу дневного концертов вошли, в основном, сочинения Петра Ильича Чайковского, два из которых редко исполняемые: «Сны ребёнка» из Сюиты № 2, ор. 53 и две сцены Офелии из музыки к трагедии Шекспира «Гамлет», ор. 67а (солистка Надежда Гулицкая – сопрано). В «Вальсе-Скерцо», ор. 34 солировал скрипач Иван Почекин, в «Pezzo Capriccioso» – лауреат второй премии среди виолончелистов XV конкурса им. Чайковского Александр Рамм.
Завершился концерт четырьмя фрагментами Сюиты из музыки Рихарда Штрауса к комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве». Как обычно в концертах с участием В. Юровского, он сам вел концерт и чрезвычайно интересно предварял комментарием каждое сочинение.
Программа вечернего концерта была почти полностью иной, чем дневного. Они совпали только лишь в четырех фрагментах из сюиты Р. Штрауса «Мещанин во дворянстве». Кроме полной версии этой музыки были исполнены его же «Метаморфозы» для 23 солирующих струнных инструментов и речитатив и ария Цербинетты из оперы «Ариадна на Наксосе» ор. 60.
Прозвучала также концертная ария Моцарта «Vorrei spiegarvi, oh Dio» K 418 (солистка Надежда Гулицкая). Присутствие Моцарта в программе из музыки Рихарда Штрауса не случайно, подчеркнул в комментариях В. Юровский, поскольку Р. Штраус как дирижёр был одним из лучших его исполнителей.
«Метаморфозы» часто исполняются В. Юровскими и всякий раз они производят сильнейшее впечатление. Вот уже второй раз музыканты играют их стоя. Это придает камерной музыке особо интересное звучание. Я вспоминаю, что стоя играл один из известнейших в 60-е – 70-е годы камерных коллективов «Римские виртуозы» с дирижёром Ренато Фазано.
Р. Штраус начал сочинять «Метаморфозы» в 1943 году, когда авиацией союзников было разрушено здание Мюнхенской оперы, с которой он был связан в течение всей своей жизни. Закончил он их в 1945 году, уже зная о пожаре и разрушении Венской оперы и после варварской и стратегически бессмысленной бомбардировки и полного разрушения Дрездена. Это скорбный плач по великой немецкой культуре, частью которой он считал и себя. В каком-то смысле это был Реквием по самому себе. В «Метаморфозах» много цитат из его собственных опер, а в финале он цитирует тему Траурного марша из «Героической симфонии» Бетховена.
Очень неудачно Н. Гулицкая спела арию Моцарта, а Цербинетту вполне пристойно. Великолепно была исполнена вся сюита из музыки Р. Штрауса к «Мещанину во дворянстве». Надо отметить, что комментарии В. Юровского к вечернему исполнению Сюиты отнюдь не повторяли его же дневные комментарии к её фрагментам.
Зал принимал выступление Госоркестра им. Е. Ф. Светланова восторженно. Порадовало, что на вечернем концерте в зале было довольно много молодёжи.
Владимир Ойвин