Последний месяц уходящей осени для Приморского театра оперы и балета, равно как и для его художественного руководителя и главного дирижера Антона Лубченко, выдался чрезвычайно жарким в плане событий творческой и гастрольной жизни.
Наряду с масштабным, не имеющим аналогов в российской музыкальной жизни монографическим фестивалем «15 симфоний Шостаковича», который растянулся в театре на полтора месяца, приморские артисты успели уже побывать с концертами в российской столице.
Не за горами еще один культурный вояж в Первопрестольную, где оркестр сыграет один концерт в стенах легендарного МГУ, а затем отправится покорять северную столицу – выступление в стенах Концертного зала Мариинского театра очень волнительно и почетно для музыкантов.
В одном из последних выступлений оркестра на сцене оперного театра Владивостока участвовала известная российская пианистка Екатерина Мечетина, тонко и рафинированно исполнившая Третий фортепианный концерт С. В. Рахманинова.
Это же сочинение было включено в программу пекинского концерта, куда Антон Лубченко вместе с Екатериной Мечетиной улетели сразу после своего приморского выступления.
Российский дирижер впервые в Поднебесной и рад был встрече с музыкантами Пекинского симфонического оркестра.
Антон Лубченко:
«Меня пригласил сюда Жиатонг Ву, директор одного из крупнейших китайских агентств «Ву Промоушн». Он был гостем нашего театра во Владивостоке, когда мы делали вместе с директором оперного дома «Брукнерхаус» (Австрия) Хансом Иоахимом Фраем проект «Мосты культуры: Линц – Владивосток». Тогда Женатон Ву был гостем нашего театра, услышал выступление нашего оркестра и пригласил меня в Китай с гастролями. Непременным условием было исполнение русской музыки, чем я был невероятно польщен, не скрою, ведь произведения русских композиторов составляют значительную часть моего репертуара. Я часто дирижирую симфонии Шостаковича, Прокофьева, Чайковского.
В Пекине составлялась такая программа, которая была бы интересна сегодня не только там, но и в любой другой стране. С одной стороны – это очень часто исполняемый Третий фортепианный концерт С. В. Рахманинова и с другой – малоизвестная азиатскому слушателю Третья симфония С. С. Прокофьева, написанная по мотивам оперы «Огненный ангел». Это моя любимая симфония, ее я дирижировал с оркестром Лотарингии в Нанси (Франция).
Я не разочаровался в китайском оркестре. Здесь действительно есть очень хорошие музыканты: несколько человек работают в Пекинском симфоническом оркестре уже больше 10 лет, но они приглашены из разных западных стран, в том числе из США, Македонии и Франции. Это, как правило, солисты: первые голоса деревянной духовой и медной группы. Они составляют очень серьезный костяк коллектива. Есть там и два замечательных китайских гобоиста, которые учились в Санкт-Петербургской консерватории – совершенно дивные молодые ребята. У них очень чистый и ясный звук.
А вообще, оркестр я бы назвал таким действительно разношёрстным, и за счет опытных людей, которые имеют уже богатый опыт исполнительства, коллектив постоянно культивирует свое звучание. Я думаю, это правильный и совершенно осознанный выбор, приносящий хорошие результаты.
Меня поразил Концертный зал с его дивной акустикой, он мне чем-то напомнил наш новый оперный театр. Об этом грандиозном комплексе мне немало рассказывал Валерий Гергиев, который неоднократно там выступал и даже открывал этот театр. Очень здорово, что сегодня у наших азиатских соседей появляются такие концертно-театральные залы, в которых можно смело реализовывать самые разнообразные творческие проекты».
– Учитывая предстоящий в Приморском оперном театре круглый стол “Владивосток – культурное окно в Азию” с участием представителей генеральных консульств Японии, Южной Кореи и Китая, как на ваш взгляд может укрепиться традиция культурного обмена между странами Азии и дальневосточного региона России?
Антон Лубченко:
«Мне кажется, у этого направления есть очень большой потенциал для развития, потому что мы достаточно неплохо представляем себе европейскую культуру с ее многовековыми традициями, которые нас связывали, и будут связывать еще долгие тысячелетия. Какая бы не возникала политическая ситуация, невозможно представить себе Чайковского без Шумана, Мейербера, Брамса и Моцарта, Малера без Чайковского и Шостаковича, и таких примеров – великое множество.
Ну а азитаские страны мы представляем себе в несколько меньшей степени, равно как и они нас. Сейчас в России успешно развивается культурная жизнь, в разных регионах постепенно открываются новые концертные залы. Я здесь говорю не только об оперном театре Владивостока с его прекрасным по акустике залом, но и об очень хороших комплексах, которые не так давно возникли в Иркутске и Омске.
Сегодня России есть, что показать нашим азиатским партнерам. Предстоящий культурный форум во Владивостоке станет одним из тех ярких проектов, которые чуть больше, может быть, откроют нас нашим соседям. Ведь неслучайно это будет происходить во Владивостоке, который действительно самый близкий культурный центр к Азии: Китаю, Корее и Японии».
Выступление Пекинского симфонического оркестра под управлением Антона Лубченко проходило на цене нового Концертного зала Национального центра исполнительских искусств Пекина – грандиозного концертно-театрального комплекса, занимающего площадь 200 000 кв. м.
Необычный архитектурный дизайн (здание спроектировано французом Полем Андрё) нисколько не нарушает универсальную гармонию центра города – эллипсоидный купол из стекла и титана окружен искусственным водоёмом, через дорогу от озера Чжуннаньхай. Очень красивый вид открывается здесь вечером, с лучами заходящего солнца.
Три главных зала театра способны вместить свыше 6000 зрителей! Рекордсменом по части концертно-театральных выступлений здесь по праву считается маэстро Валерий Гергиев, который в начале декабря снова прибудет сюда с Мариинским оркестром.
Ну а пока китайцы наслаждались звучанием своего родного коллектива, за пультом которого стоял еще один российский харизматичный дирижер Антон Лубченко.
Вместе с ним русскую классику представляла прима отечественной фортепианной школы – Екатерина Мечетина.
Екатерина Мечетина:
«Это уже не первое мое выступление в Китае. Мой дебют здесь состоялся лет восемь назад, когда я играла с другим китайским оркестром и дирижером Ли Синьцао, с которым меня когда-то познакомил маэстро Мстислав Ростропович.
А нынешний мой приезд в китайскую столицу связан с личным приглашением дирижера Антона Лубченко, с которым мы хорошо подружились. Я прекрасно помню апрельский концерт-марафон в Приморье «Чайковский гала», несколько дней назад я снова играла с оркестром оперного театра Владивостока под управлением Антона Лубченко. Это был Третий концерт С. В. Рахманинова, который мы решили повторить уже здесь с Пекинским симфоническим оркестром.
Сотрудничество оказалась очень приятным. Всегда интересно наблюдать, как в оркестр приходит новый дирижер – как устанавливается взаимопонимание с музыкантами. Думаю, что Пекинский коллектив показал свои самые лучшие стороны – люди там эмоциональные, они хорошо чувствуют русскую музыку.
Ведь, когда за рубежом с иностранными оркестрами исполняется традиционная русская программа, всегда ждешь каких-то неожиданностей: определенных экспериментов и непредсказуемых вещей. Иногда вот они для такого привычного к традициям русского уха оказываются странными. Это бывает, когда ты сам играешь за рубежом, или, когда иностранный дирижер бывает в России.
Здесь же был очень интересный и увлекательный процесс музицирования, любопытно было наблюдать за солистами оркестра, как они реагируют на руку и, прежде всего, их эмоциональный настрой, который меня очень порадовал.
Я восхищена новым Пекинским центром искусств, этим фантастическим комплексом, состоящим из нескольких концертных залов, и все это в совершенно такой потрясающей оболочке с последними словами архитектурных инноваций. Все это невероятно красиво и элегантно, с восточным тонким деликатным вкусом – невероятная стеклянная стена, которая как бы окутывает все это пространство и создает необыкновенный воздух и простор, легко как-то дышится. Зал при его огромных размерах устроен так, что он кажется компактным, учитывая, что там примерно около 2000 мест.
Низкий поклон Китаю и его народу, что они так внимательно следят за культурой! Нам есть чему поучиться у наших восточных соседей.»
Наряду с увертюрой к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила», а также Третьим фортепианным концертом С. В. Рахманинова (солистка – Екатерина Мечетина), в концерте прозвучала Третья симфония С. С. Прокофьева.
Невероятный уровень новаторства, с которым Прокофьев подходил к написанию музыки в средний период своего творчества, еще до возвращения в Советский Союз, остался беспрецедентным в музыкальной истории.
Антон Лубченко добился от музыкантов китайского оркестра небывалой стихийной мощи, ослепительного блеска и непосредственного звучания, которыми так богата эта мрачная театральная партитура.
На бис оркестр исполнил знаменитый фрагмент из музыки балета «Ромео и Джульетта» – «Монтекки и Капулетти», первоначально задуманный Прокофьевым для материала оперы «Огненный ангел».
Виктор Александров, Пекин (Китай), ClassicalMusicNews.Ru