Панораму событий X международного музыкального фестиваля Musikfest Berlin продолжили выступления знаменитых европейских оркестров. В минувшее воскресенье на сценах Берлинской филармонии играли три ведущих музыкальных коллектива Европы.
Утром в Большом зале выступил оркестр Немецкой оперы (Deutschen Oper Berlin) с программой из сочинений А. Веберна, А. Раймана и И. Брамса. За пультом коллектива стоял его музыкальный руководитель Дональд Раниклс.
Американское сопрано Лора Айкин исполнила вокальные миниатюры современного немецкого композитора Ариберта Раймана, овеянные экспрессионистскими настроениями поэзии Э. А. По.
Еще одним героем дня стал известный немецкий композитор Вольфганг Рим, чья музыка занимает едва ли не центральное место в программах нынешнего фестиваля. В Камерном зале Берлинской филармонии состоялась немецкая премьера его Концерта для валторны с оркестром (сочинение, написанное специально по заказу Люцернского фестиваля). Ради этого события в немецкую столицу специально приехал Малеровский камерный оркестр во главе с Дэниелом Хардингом.
Сложнейшую партию исполнил солист Берлинского филармонического оркестра Штефан Дор.
Подлинным откровением воскресного дня стал вечерний концерт Лондонского симфонического оркестра с сэром Джоном Элиотом Гардинером. Услышать романтическую программу, составленную из произведений Р. Шумана и Ф. Мендельсона, в самобытном прочтении гуру аутентизма было особенно волнительно! Ведь Гардинер, создатель Революционно-романтического оркестра, специализирующегося на исполнении музыки XIX века в манере эпохи, исповедует такие же принципы и в работе с другими коллективами.
В исполнении Лондонского симфонического оркестра под управлением британского маэстро прозвучали: Концертштюк для четырех валторн с оркестром Р. Шумана; Концертная увертюра № 3 «Морская тишь и счастливое плавание», а также Пятая «Реформационная» симфония Ф. Мендельсона-Бартольди.
Джон Элиот Гардинер до мелочей продумал каждую деталь партитуры, сакцентировал внимание музыкантов на артикуляционных моментах и добился от британского оркестра особого полетного романтического звука. Любопытно было видеть стоящих струнников на протяжении всего концерта, предельно экономный состав коллектива, что больше склонно к аутентичному варианту.
Очевидно, Гардинера очень сильно занимала акустическая позиция в отношении балансового уровня звучания. В героическом финале симфонии Мендельсона, который венчал протестантский хорал «Твердыня крепкая — наш Бог», оркестр достиг неземных по красоте звуков, высших сфер гармонии. А на прощание маэстро Гардинер подарил слушателям трогательный бис – Скерцо Ф. Мендельсона из музыки к комедии В. Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Блистательные соло духовых, волшебные трели струнных перенесли слушателей в атмосферу неги и сказки мира эльфов. Джон Элиот Гардинер при минимуме жестов созерцал гамму происходящих чудес, озирая своим строгим взглядом лица довольных и увлеченных игрой музыкантов.
Виктор Александров, Берлин (Германия), ClassicalMusicNews.ru