«Сорок лет – это молодость старости», – написал поэт Борис Слуцкий. А после в разговоре добавил: «Сорок лет – это старость молодости»…
Речь там шла, конечно, о человеческом возрасте.
А вот красноярцы 7 апреля 2017 отметили 40-летие своего Академического Симфонического Оркестра. И он звучал точно по-молодому!
Словом «орхестра» в Древней Греции называли возвышение, на котором сидели сопровождавшие трагедию музыканты, «симфония» переводится с греческого как «совместное звучание», а звание «Академический» означает мировое признание.
Можно вспомнить, что в Новосибирске Русский Симфонический возник на полвека раньше нашего, а высокое звание получил лишь в 2005 году (Красноярский – в 1993-м!).
Старшее поколение красноярцев помнит девиз «Превратим Сибирь в край высокой культуры!» Злые языки тогда шутили – «…в краешек высокой культуры», но в городе на Енисее был открыт Театр оперы и балета, создан Институт искусств, призванный готовить кадры для творческих коллективов, реконструирован и превращён в Органный зал костёл, а за пять лет до него уже действовал (правда, скитаясь по разным адресам – Дома культуры, клубы предприятий, «колодец» университета, школы…) наш Симфонический.
Всё это бесспорно помогло сибирскому городу избавиться от имиджа провинциальности, но… было непросто.
«В 1979 году на концерте в ДК им. 1 мая в зале было всего 13 человек…»
(из юбилейного альбома КАСО)
Теперь о том случае можно сказать поговоркой: «Это было давно и неправда!» Вот Благовещенье 7.04.2017 не всем принесло благую весть – некоторые слышали из окошка филармонической кассы неблагую: «Билетов нет!»
Зато те, кому достался желанный билетик, получили огромное удовольствие – с первых же слов очаровательной ведущей Юлии Поздняковой, которая от имени губернатора Виктора Толоконского поздравила благородное собрание с юбилеем.
Вдохновляла сама атмосфера Транссибирского Арт-Фестиваля. Он прибыл на станцию Красноярск 21 марта, познакомил сибиряков с французским кинодокументалистом Бруно Монсежоном, осчастливил встречей с «Виртуозами Москвы» и Владимиром Спиваковым, показал, как может играть «маленький трубач» (особенно если их в концерте целых три!) и порадовал новым свиданием со старым другом – организатором фестиваля, блистательным скрипачом Вадимом Репиным.
На прощальном вечере Вадим солировал в Концерте для скрипки с оркестром великого финна Яна Сибелиуса. Не менее оглушительные аплодисменты заслужили симфоническая поэма немецкого романтика Рихарда Штрауса «Дон Жуан» и Симфония №3 его земляка Иоганнеса Брамса.
Статистика «браво» и «бис» – примерно фифти-фифти… Публика аплодировала стоя – и именитому «пассажиру ТрансСиба», и встречавшим его «оседлым» оркестрантам, и «начальнику вокзала» – дирижёру Владимиру Ланде.
В антракте Вадим Репин, вручая талантливым юным музыкантам – учащимся красноярских музыкальных школ и школ искусств новые струны для скрипок и виолончелей, сказал:
«Я помню своё детство. Для меня в 80-е годы получить такой подарок было выше всяких мечтаний. Это очень важно – иметь правильные струны на инструментах!»
Два мальчика и четыре девочки наверняка не забудут это событие до конца своих дней и будут как зеницу ока беречь подаренные струны. Пока же на собственных скрипках Елизавета Казимир и Лейла Бабаева, волнуясь, сыграли для маэстро Концерт Антонио Вивальди.
Фойе приняло их выступление с восторгом. А на ширме, посвящённой Арт-Фестивалю, был изображён символический паровоз под парАми.
Оказывается, уже 8 апреля и Вадим, и Владимир, и все сто с лишним наших юбиляров выступают в рамках фестиваля в Большом зале филармонии им. Д. Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге.
Мда… на поезде за 28 часов (сутки + разница часовых поясов) там не оказаться! Только самолёт… Но это самолёт в будущее. А по случаю юбилея оркестра, сопровождавшего выступления очень многих звёзд, уместнее отправиться в прошлое…
История КАСО 1976 год. Первый секретарь краевого комитета КПСС П. С. Федирко уже «дожал» Москву. В Красноярск прилетает выпускник Ленинградской консерватории с ласковой фамилией Свойский.
Концертных залов нет, набор инструментов скуден, оркестрантов «кот наплакал»… Но уже приехал из Ростова-на-Дону Игорь Флейшер, и 4 и 5 апреля 1977-го в помещении драмтеатра, обитом фанерой (чтобы улучшить акустику!), уже звучат Глинка и Бетховен, а в Первом концерте для фортепиано с оркестром Чайковского солирует Алексей Наседкин, известный любителям со времён его вундеркиндства.
На бис – «Праздничная увертюра» Шостаковича. Это был ПРАЗДНИК! И счастье, что в Красноярск по поручению ЦТ, Всесоюзного радио и столичного журнала приезжает Иван Всеволодович Шпиллер.
Торжества по случаю 350-летия города идут уже по мановению его дирижёрской палочки. Четверть века с Шпиллером – золотые годы оркестра! И пусть не великая любовь к Сибири приводит сюда выпускников консерваторий из разных городов, а «квартирный вопрос», но так или иначе складывается замечательный коллектив.
Строительство Большого и Малого концертных залов, обширный репертуар, выступления с оркестром Игоря Ойстраха, Виктора Третьякова, Михаила Плетнёва и других (включая зарубежных дирижёров и исполнителей), зажигательные лекции Евгения Лозинского, а главное преданность Шпиллера своей миссии делают из молодых красноярцев истинных меломанов.
Как написано в юбилейном буклете:
«Значительная часть сегодняшних слушателей концертов – выпускники университета и уже их дети и внуки».
И там же горестное:
«В середине 90-х на фоне общего кризиса в стране оркестр стал испытывать трудности с финансированием, потому «шпиллеровская эпоха» памятна красноярцам не только успехами и победами, но и проблемами».
В 1996 году Иван Всеволодович покидает город на Енисее. Не навсегда! Спустя три года он уступил просьбам Александра Лебедя. Это была трогательная дружба! С подачи генерала наш оркестр триумфально выступил в Колонном зале Дома Союзов, состоялись гастрольные поездки в Ближнее и Дальнее Зарубежье, в апреле 2002-го Александр Иванович лично вёл концерт по поводу 25-летнего юбилея шпиллеровского детища, на который из Москвы прилетел – порадоваться плодам своей деятельности на посту Первого – Павел Стефанович Федирко.
Через несколько дней Лебедь погиб… В 2003-м ушёл из жизни Шпиллер.
Десять лет «под Кадиным» оркестранты вспоминают, как мне показалось, без восторга. Хотя газета «Горячая пресса филармонии» в первом номере 2017-го свидетельствует:
«В этот период расширился репертуар, регулярными стали премьеры редко или впервые исполняемых в Красноярске произведений, просветительская деятельность пополнилась образовательными программами для молодёжи и благотворительными концертами…»
А дальше с явным оптимизмом:
«В 2015 году за дирижёрский пульт встал Владимир Ланде (США). Маэстро открыл новую страницу в истории коллектива».
Я присутствовала на награждении музыкантов, проработавших в оркестре более 15 лет. На мой вопрос, что он значит для них, отвечали по-разному, но суть одна:
«Кусок жизни, огромный и самый лучший!»
Директор Филармонии Юлия Ивановна Кулакова брала с высоченной стопки одно за другим Благодарственные письма, поздравляла («спасибо», то есть «Merсi», значилось на коробке конфет) и просила вовремя собрать чемодан и не опоздать на самолёт.
Завтра – Санкт-Петербург, потом Новгород, Псков и… Высокого полёта, Красноярский Академический симфонический оркестр!
Софья Григорьева, “Аргументы недели”