Выдающийся музыкант современности, воспитанник легендарной петербургской дирижерской школы Ильи Мусина Семен Бычков провел первую февральскую неделю гастролей с одним из лучших музыкальных коллективов мира – Амстердамским Королевским оркестром Концертгебау.
В настоящее время музыкальным руководителем оркестра является итальянский дирижер Даниэле Гатти, сменивший не так давно на посту Концертгебау своего предшественника Мариса Янсонса.
После недавней серии абонементных концертов в Нидерландах первый коллектив страны отправился в традиционный зимний тур по городам Европы. В этот раз маршрут гастролей простирался от испанского Средиземноморья через Люксембург, Париж, Брюссель и Франкфурт-на-Майне.
Программы концертов включали в себя музыку Рихарда Штрауса, Людвига ван Бетховена и Сергея Рахманинова.
Вместе с Королевским оркестром Концертгебау играли замечательные пианисты – представитель старшего поколения, бразилец Нельсон Фрейре, элегантный француз Жан Ив Тибоде и испанец Хавьер Перианес (Пятый фортепианный концерт Бетховена), а также наш молодой соотечественник, ныне живущий в Германии, Кирилл Герштейн. Он выступил только во Франкфурте- на-Майне со Вторым фортепианным концертом Рахманинова.
На том незабываемом вечере мне и довелось присутствовать.
Итак, Франкфурт-на-Майне стал единственным из немецких городов, куда заехал с концертом амстердамский Концертгебау. Сцена зала Alte Oper является идеальной акустической площадкой, на которой играли ведущие оркестры мира, знаменитые дирижеры и исполнители. Вот и в тот вечер зал Старой Оперы Франкфурта был заполнен до отказа.
Семена Бычкова за пультом оркестра Концертгебау мне прежде никогда не доводилось видеть в отличие от немецких музыкальных коллективов: Мюнхенского филармонического оркестра и симфонического оркестра Кёльнского радио (WDR). С последним из них Бычков дважды бывал с концертами в России, будучи тогда главным дирижером коллектива.
Сейчас у Семена Бычкова нет своего постоянного оркестра, зато контракты с лучшими музыкальными коллективами Старого и Нового Света, ангажементы в оперных театрах периодически сменяют друг друга. Такая практика очевидно по душе музыканту.
Впрочем, Россию Семен Бычков тоже не забывает. Одно из недавних памятных выступлений с оркестром Большого театра оставило яркие и неизгладимые впечатления. Тогда солистом также был Кирилл Герштейн, у которого с маэстро Бычковым сложился прекрасный творческий альянс.
Вместе они часто играют с разными оркестрами мира. Выбор музыки Сергея Рахманинова, одного из любимых композиторов Кирилла Герштейна, тоже неслучаен. В Москве звучала Рапсодия на тему Паганини, а во Франкфурте- Второй фортепианный концерт.
Признаюсь честно, но подобного аккомпанемента в концерте Сергея Рахманинова давно не приходилось слышать у музыкальных коллективов. Каждая фраза была наполнена дыханием, звучание рояля Кирилла Герштейна гармонично сочеталось с деликатной игрой голландского оркестра. Семен Бычков был предельно чуток за пультом, ни на секунду не отрывая своего внимания от интеллектуальной игры пианиста.
На бис Кирилл Герштейн исполнил в звенящей тишине зала Мелодию соч. 3 № 3 Сергея Рахманинова, полную ностальгии и пасторальных оттенков.
Каждую из программ зимних гастролей оркестра Концертгебау завершала масштабная симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя».
Символично, но премьера сочинения прозвучала в марте 1899 года именно во Франкфурте-на- Майне. Дирижировал сам автор. Весьма оригинальна сюжетная канва поэмы: герой в поисках возлюбленной сталкивается с враждебным ему миром в лице критиков-злопыхателей, и, наконец, уходит на покой, оставляя земной мир.
«Жизнь героя» – автобиографическое произведение Рихарда Штрауса, ярко отражающее эпоху жизни композитора. Пышный пафос поэмы был несколько чужд и самому Штраусу, между тем сочинение обрело заметный успех и популярность во всем мире.
Интерпретацию Семена Бычкова отличали безупречное ощущение формы и стиля, каждая из групп амстердамского оркестра очаровывала своим непревзойденным качеством звучания, сбалансированностью ансамблевого музицирования.
Отдельной похвалы заслужила игра концертмейстера оркестра, скрипача Веско Эшкенази, который искусно справлялся с головокружительными пассажами, в том числе виртуозными соло-каденциями, воспевающими капризную «Паулину», подругу Героя.
Семен Бычков не заканчивает свой «творческий роман» с оркестром Концертгебау. Уже весной маэстро снова встанет за пульт прославленного коллектива в Амстердаме, а затем отправится с ним на гастроли в Дрезден. Изысканная русская программа, составленная из произведений Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова, с участием латвийской певицы Кристины Ополайс обещает стать еще одной заметной кульминацией в летописи музыкальной жизни старейшего оркестра Нидерландов.
Виктор Александров, Франкфурт-на-Майне (Германия), ClassicalMusicNews.Ru