Балетная труппа Латвийской национальной оперы приезжает в Москву после более чем 20-летнего перерыва. Гастроли состоятся на сцене Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 14 по 17 декабря.
В 80-е годы прошлого века в сознании советских поклонников балета латвийская хореографическая школа ассоциировалась с именами замечательных танцовщиков Мариса Лиепы и Александра Годунова. Два прибалта в труппе Большого театра были не просто солистами, а звездами первой величины. И, безусловно, их “иностранное” происхождение придавало им особый шарм. Сегодня российские балетоманы почти не осведомлены о жизни балета своей прибалтийской соседки, разве что скандальная история, связанная с постановкой Раду Поклитару балета “Золушка”, приковала к себе внимание.
На самом же деле Латвийская национальная опера во всех своих составляющих (опера, балет, оркестр) – вполне европейский театр, считающийся одним из самых успешных в Восточной Европе. В 1996 году закончилась реконструкция здания, и теперь его белое великолепие украшает уютный старый центр Риги. Театр держит солидный репертуар, включающий оперную и балетную классику, постановки современных хореографов и режиссеров, в том числе и российских.
Андрей Жагарс, актер и успешный бизнесмен, ставший десять лет назад генеральным директором театра, в одном из интервью не без гордости отметил:
“Мы можем позволить себе шесть премьер: три оперы, два балета и спектакль для детей на новой сцене… Мы должны давать шансы латвийским композиторам. И у нас каждый год появляется опера или балет композитора, который живет и творит в Латвии”.
Одно из таких произведений смогут увидеть москвичи во время нынешних гастролей балета.
Композитор Артурс Маскатс – не только художественный руководитель оперного театра, но и автор музыки балета “Опасные связи”. Знакомство с хореографической версией известного романа Шодерло де Лакло (российскому зрителю известна блестящая киноверсия режиссера Стивена Фрирза с Джоном Малковичем в главной роли) обещает стать центральным событием гастролей, тем более что постановщик балета – один из самых интересных современных балетмейстеров – Кшиштоф Пастор.
Спектакли Пастора в Голландском национальном балете неизменно приковывают внимание. После одной из премьер Пастора обозреватель Dance Europe писала:
“Каждая из работ Кшиштофа Пастора индивидуальна – каждая из них способна приблизиться к глубочайшим эмоциям, поэтому каждый его спектакль создает ощущение острого События. Пастор – это хореограф, талант которого, достигая масштаба и глубины, всегда способен удивить и вызвать чувство восторга”.
“Опасные связи” – это балет об отношениях между мужчиной и женщиной, о любви, ревности, отчаянии и интригах. О том, что касается всех нас”, – так задумал сделать спектакль балетмейстер. Пару “Опасным связям” в программе гастролей составит классика – балет А. Адана “Корсар”. Постановка художественного руководителя балетной труппы Латвийской национальной оперы Айвара Лейманиса, сохраняя классические номера, вроде знаменитого па де де Медоры и Раба, является вполне оригинальной версией балета.
Дуэт классики и современности, который представит москвичам балет Латвийской национальной оперы – не формальность. Латвийский балет, безусловно, много воспринявший от русской балетной школы, сегодня открыт Европе, что во многом и определяет его нынешний облик.
Игорь Иванов, “Московские новости”