Планировалось, что двумя концертами Израильского филармонического оркестра (11 и 12 января), в которых прозвучат произведения Шостаковича, продирижирует Валерий Гергиев. Судя по необычной для абонементов ИФО краткости этой серии, расписание было приспособлено под плотный график музыкального руководителя Мариинского театра, выступающего сегодня в одном конце мира, а завтра – в другом.
Гергиев, безусловно, один из лучших интерпретаторов музыки Шостаковича, что подтвердил монографический цикл, проведенный им с оркестром собственного театра на сцене парижского зала “Плейель” в 2013 году (его транслировал телеканал MEZZO). Однако он отменил свой приезд в Израиль прямо в день первого из двух концертов, иерусалимского.
К счастью, 4-ю симфонию Шостаковича к визиту маэстро с ИФО готовил израильский дирижер Ярон Готфрид. Он в пожарном порядке и взялся провести программу. Судя по тому, с какой напряженностью Готфрид держался в 1-м скрипичном концерте Шостаковича, партитуру он видел впервые, да и времени на подготовку этого сочинения почти не осталось. Здесь инициативу на себя взял солист – 30-летний русский скрипач Павел Милюков, музыкант с мощным звуком и темпераментом, продемонстрировавший к тому же мастерство тончайшей фразировки и глубокое понимание этой музыки. В сыгранной на бис второй части того же концерта дирижер и оркестр выглядели уже значительно увереннее.
Зато в симфонии, прозвучавшей во втором отделении, 45-летний Готфрид показал, что был готов не только к роли подмастерья. Его трактовка этого трагического сочинения с драматической судьбой (гениальная симфония, чья премьера была отменена автором в 1936 году отнюдь не по собственной воле, ждала первого исполнения почти четверть века!) была зрелой, четко выстроенной и убедительной во всех компонентах. Так что успех достался ему вполне заслуженно.
А вот заслуживал ли его Гергиев? Не буду здесь обсуждать, уважительной ли была причина его отказа от приезда в последнюю минуту. Удивляет другое. Оказывается, маэстро планировал провести концерт с непростыми сочинениями (причем труднейшая 4-я симфония на моей памяти, то есть лет за 15, ни разу не фигурировала в программах ИФО!) с одной репетиции, а “черновую” работу свалил даже не на своего личного ассистента, а на практически не знакомого ему дирижера. Рассчитывать на аплодисменты за чужой труд – этично ли это?