Благотворительный концерт в Большом зале консерватории четырёх звёзд современной оперной сцены: Анны Нетребко (сопрано), Екатерины Губановой (меццо-сопрано), Александра Антоненко (тенор) и Ильдара Абдразакова (бас) был приурочен – правда, довольно формально – к 7 июля, первому дню рождения Елены Образцовой после её ухода.
На сцене стоял большой портрет Елены Васильевны, к которому участники концерта с поклонами складывали преподносимые им букеты цветов. Концерт шёл в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова п/у итальянского дирижёра Марко Армильято.
Концерт состоялся в рамках европейского турне «квадриги» именитых топовых оперных певцов. Перед Москвой они пели в Вене и Версале, (где вместо заболевшего А. Антоненко пел жених Нетребко Юсиф Эйвазов). Из Москвы квартет направился в Прагу и Барселону.
Концерт задумывался организаторами как шоу, на которое были приглашены разные знаменитости: первый вице-премьер правительства России Ольга Голодец, экс-премьер Сергей Степашин, экс-министр финансов Алексей Кудрин, экс-министр культуры, а ныне ректор Московской консерватории Александр Соколов, солист Большого театра Зураб Соткилава, Филипп Киркоров и многие другие.
От подобных шоу никто не ждёт каких-то художественно-вокальных откровений. Цели устроителей были иные – собрать как можно больше денег для Фонда Елены Образцовой и в помощь многодетным семьям. В частности, прямо на сцене перед началом второго отделения символический чек на 3 миллиона рублей был вручён фонду «Арифметика добра», учреждённому бизнесменом и отцом 23 детей, из которых 19 – приёмные, Романом Авдеевым. Об этом рассказала ведущая концерта актриса Татьяна Веденеева.
Цена билетов в партер от 20 000 доходила до 50 000 рублей, куда входил пропуск на фуршет. Прилагался конверт для пожертвований, в который Веденеева приглашала вложить чек или наличные.
Как ни странно, при таких ценах в партере практически не было свободных мест. Не удостоверься я собственными глазами, я бы не поверил, что все билеты распроданы. Тем не менее, было именно так.
Теперь о музыкальной составляющей концерта.
Начну с неприятного. Концерт начался с шока – катастрофического качества дирижирования Армильято увертюрой к опере Дж. Верди «Сицилийская вечерня». Положения не мог спасти даже Госоркестр им. Е. Ф. Светланова. Хорошо, что времени хватило только на ещё одну увертюру (к опере «Сила судьбы») в начале второго отделения, тоже исполненную ниже всякой критики – грубо, безвкусно, примитивно. Да и в течение всего концерта Марко Армильято не мог синхронизироваться с вокалистами.
Такого вопиющего непрофессионализма на сцене БЗК я за свою долгую жизнь не припомню. Казалось бы, не случайное имя – дирижировал в Мет – и вот на тебе!..
Вокальную часть концерта открыл Александр Антоненко монологом Отелло «Dio mi potevi scagliar» Верди. И сразу стали слышны вокальные проблемы.
Потом они с Анной Нетребко спели дуэт с Дездемоной «Gia nello notta densa». И на фоне нормального вокала Анны Нетребко эти проблемы тенора высветились ещё ярче. У Антоненко голос зажат на верхах, звучит слабовато, из-за чего он почти постоянно его форсирует; переходы между регистрами не плавные.
Так, речитатив и ариозо Канио из оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» «Recitar!…Vesti la giubba» он, казалось, поёт на пределе своих сегодняшних возможностей. Ещё менее интересным вокально, чем дуэт из «Отелло», получился дуэт Радамеса и Амнерис (Губанова) «L’aborrita rival a me sfuggia» из оперы «Аида».
Но последним номером, исполненным на бис, Антоненко, если можно так выразиться, реабилитировал себя вполне. Прекрасно прозвучала у него ария Габриэля Адорно «O inferno! Sento avvampar nell’anima» из оперы «Симон Бокканегра» – одна из труднейших у Верди. Здесь и верхний регистр зазвучал свободно, и переходы были органичны, и темперамент на месте. Мне этот номер показался самым лучшим музыкально в этот вечер.
При всех отмеченных недочётах, – школа, вкус и сценическая харизма у Антоненко никуда не делись; они у него несомненно есть.
Анна Нетребко, кроме упомянутого дуэта, спела романс Аиды «Qui Radamès verrá…O patria mia», монолог Чио Чио Сан «Un bel di vedremo» из оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, выходную арию Адриенны «Ecco: respiro appena… Lo son l’umile ancella» из оперы «Адриенна Лекуврёр» Франческо Чилеа, а на бис – выходную арию Сильвы из одноимённой оперетты Имре Кальмана.
Я не принадлежу к числу восторженных почитателей Нетребко и не слышал её живьём довольно давно. Тем очевиднее мне стало, что голос её постоянно эволюционирует – в нём всё больше проступает меццо-сопрановая окраска. Гораздо плотнее стали низы, и мне это понравилось. Кроме того, сдержаннее стало её поведение на сцене, меньше развязности. Даже в арии Сильвы она осталась в рамках нормального вкуса – хотя, конечно, юбками потрясла и букеты в зал бросила. Но здесь это более-менее уместно. Наиболее удачным у неё в этот вечер стала ария Чио Чио Сан.
Екатерина Губанова, кроме упомянутого дуэта с Антоненко, исполнила арию принцессы де Буйон «Acerba volutta» из оперы Франческо Чилеа «Адриенна Лекуврёр»; песню принцессы Эболи «Nei giardin del bello» из оперы Верди «Дон Карлос», на бис Хабанеру из оперы Бизе «Кармен». Нельзя сказать, что она пела плохо (кроме разве что Хабанеры, но это был бис, а с него и спрос другой – хотя у Антоненко именно бис был наиболее удачным), но всё звучало однообразно и скучновато. В сценических постановках это, вероятно, не так заметно, т. к. характер её героинь мало меняется в течение одного спектакля, но в концертах – если перестроиться не получается, то это очень заметно.
Наиболее удачным среди оперных звёзд было выступление Ильдара Абдразакова. Он исполнил речитатив и арию Де Сильвы «Infelice! e tuo crederi…» из оперы Верди «Эрнани», арию Аттилы «Mentre gonfiarsi l’anima parea dinanzi a Roma…» из одноимённой оперы Верди, арию Дона Базилио о клевете из оперы Дж. Россини «Севильский цирюльник» и на бис куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст».
Тембр Ильдара Абдразакова очень красив, но это не совсем бас, его точнее назвать бас-кантанте, и владеет он им мастерски. Кроме того, он хороший актёр, и не только в вокале. Лучшим его номером в концерте стала ария Аттилы – и вокально, и драматургически. Также с хорошим вкусом, не комикуя излишне, он сыграл и спел Дона Базилио, чья клевета представилась не опереточной, а действительно опасной.
Вот для куплетов Мефистофеля ему несколько недостало массивности голоса – для них желателен бас погуще. Хотя пел же их с успехом Шаляпин, чей тембр был тоже ближе к басу-кантанте. В целом – Ильдар Абдразаков лишний раз порадовал слушателей великолепным вокалом, мàстерской техникой и тонким вкусом.
В заключение объявленной программы четверо участников вместе исполнили неаполитанскую песню Э. де Куртиса «Non ti scordar di me». Если до того действо, со всеми издержками и изъянами, всё же отвечало форме классического концерта, то дальнейшее стало уж совсем шоу, в котором все, кроме Антоненко, выглядели эстрадниками, работающими на публику.
По окончании всех бисов солисты и дирижёр вышли на сцену в белых футболках с портретом Дмитрия Хворостовского с надписью «Дима, ты победишь!» и запели «Очи чёрные»!
(Как стало недавно известно, Дмитрий Хворостовский отменил свои концерты из-за обнаруженной у него опухоли головного мозга. Сегодня любая акция поддержки неоценима.)
Владимир Ойвин