Премьера балетного спектакля «Нуреев» зачтётся Большому театру судом публики по особой, репутационной статье.
Можно расценивать это событие как победу искусства над обстоятельствами, как победу Большого театра, который этими обстоятельствами был поначалу обескуражен, но смог их преодолеть.
Это, правда, исключительный случай – правоохранительные органы на вполне законных основаниях разлучили создателя и его детище.
К счастью, Кирилл Серебренников успел сделать почти всё для спектакля. И потом, он не единственный его создатель. Хореограф-постановщик Юрий Посохов, композитор Илья Демуцкий, художник по костюмам Елена Зайцева, дирижёр Антон Гришанин, артисты балета Большого театра благополучно довели спектакль до премьеры. Спектакль о том, кого в училище считали деревенщиной, а позже называли богом танца и порока.
«На премьере Нуреева в Большом – вся театральная Москва. Интерес подогревают срыв летней премьеры, Серебренников, который руководит дистанционно постановкой из-за своего домашнего ареста, и, конечно, сама личность Нуреева – скандального балетного эмигранта, бросившего вызов советской системе», – отмечает Елена Ворошилова.
Разгоревшиеся страсти вокруг балета подогрели любопытство. На премьеру в Большой пришли артисты, режиссеры, галеристы. Хореограф Юрий Посохов в напряжении. Никаких интервью. Ни до, ни после. Илья Демуцкий, написавший музыку, более разговорчив.
«Меня вдохновляли мои соавторы, которые чётким словом, либретто, просто самой идеей вдохновляли на правильную музыкальную мысль»,
– поделился композитор Илья Демуцкий.
Команда постановщиков воплотила все идеи Кирилла Серебренникова – автора либретто и сценографии. Личность Нуреева, показанная через призму времени, придала спектаклю многомерность, вывела за рамки балетного жанра.
«У целого ряда людей были высказывания по поводу того, что эту тему и об этом танцовщике не надо делать спектакль сегодня, я уже это слышал, причём неоднократно. И с экрана телевизора, и в прессе. Поэтому такие мнения будут, безусловно, я ничего в этом плохого не вижу.
Только одна единственная просьба, вы посмотрите спектакль, а потом давайте цивилизованно дискутировать»,
– попросил генеральный директор Большого театра Владимир Урин.
На сцене артисты балета, хор, певцы и даже рабочие сцены, которые делают перестановки на глазах у зрителей. Мультижанровость – новая форма для Большого, который рискнул дважды войти в одну и ту же реку.
«Я очень рад, что мы сегодня показали этот спектакль в том качестве, на том уровне, на котором мы и хотели, поэтому успех огромен, чему я безумно рад»,
– отметил руководитель балетной труппы Большого театра Махар Вазиев.
За два с половиной часа проходят главные моменты жизни Нуреева. Учеба в Вагановке, гастроли, после которых он остался в Париже, его легендарный прыжок из нищеты к свободе и славе, встреча с Марго Фонтейн, аукцион Christie’s, на котором вещи танцовщика ушли с молотка.
Доносы, написанные на Нуреева, контрастируют с письмами Натальи Макаровой, Аллы Осипенко, Лорана Илера, Шарля Жюда – звезд мирового балета. Их читает Игорь Верник. Слово и танец создают ткань спектакля, в котором только один главный герой – Рудольф Нуреев.
«Поучиться можно только работоспособности, жажде творчества. Он никогда не останавливался, он всё время рвался в зал, всё время рвался репетировать, всё время рвался создавать новые спектакли»,
– признался премьер балетной труппы Большого театра Владислав Лантратов.
Ради «Нуреева», Большой перенес на лето постановку «Коппелии». Юрий Посохов с ноября не выходил из репетиционного зала. Артисты по-настоящему ждали эту премьеру.
Такого балета никогда не было в репертуаре театра. Откровение для труппы и для зрителей.
«Нуреев» и в этот раз поднял зал, теперь уже Большого театра. Возможно, единственного, где он никогда не танцевал. Постановку называют спектаклем XXI века. «Нуреева» уже сейчас хотят видеть на многих фестивалях.
Елена Ворошилова, “Новости культуры“