Серию осенних концертных выступлений Российского национального оркестра продолжило сотрудничество с молодым чешским дирижером Томашом Нетопилом.
В настоящее время он возглавляет Филармонический оркестр Эссена, являясь приглашенным дирижером оркестра Пражского радио и Пражской национальной оперы. В 2002 году он занял первое место на международном конкурсе дирижеров им. Георга Шолти во франкфуртской Alte Oper.
Томаш Нетопил часто проводит концерты с Лондонским филармоническим, оркестром де Пари (Франция) и Национальным оркестром RAI (Турин, Италия). Весьма примечательны работы дирижера и в оперном театре.
Так в сезоне 2015 – 2016 годов в Венской государственной опере Томаш Нетопил станет музыкальным руководителем новой постановки оперы А. Дворжака «Русалка». Еще одним дебютом чешского дирижера станет участие в Гамбургской опере. Там он продирижирует одну из опер своего любимого композитора Леоша Яначека – «Похождения лисички-плутовки».
Кроме того, Томашу Нетопилу предстоит выступить с Пражским симфоническим оркестром на фестивале «Пражская весна», с оркестрами Будапешта, Барселоны, Катара и штата Орегон.
Для программы своего первого филармонического концерта с Российским национальным оркестром Томаш Нетопил выбрал последнюю 41-ю симфонию Вольфганга Амадея Моцарта, имеющую подзаголовок «Юпитер», а также симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра», вдохновленную литературными трудами немецкого философа.
Контакт дирижера с музыкантами коллектива Михаила Плетнева сложился весьма удачный. Оркестр благосклонно принял идеи дирижера, демонстрируя качественный уровень исполнения, ансамблевую дисциплину и безупречное чувство стиля.
Симфония Моцарта была сыграна предельно аккуратно с присущей ей ярким оптимизмом и величественностью мысли. Петр Ильич Чайковский считал эту вещь Моцарта «одним из чудес симфонической музыки».
Оркестровую поэму Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» нечасто можно услышать на концертных сценах Москвы, между тем это одно из самых популярных творений немецкого композитора. Для исполнения «Заратустры» Штраус задействовал гигантский состав оркестра, включая расширенный состав ударных, меди и орган. По форме эта внушительная партитура скорее напоминает музыкальную фантазию на темы философских поэм Фридриха Ницше.
Грандиозное начало, поэтическая картина восхода солнца несет в себе гимническое настроение. Следующие затем взаимосвязанные между собой оркестровые эпизоды-картины также являются законченными картинами.
Томаш Нетопил основательно продумал концепцию частей цикла, сосредоточив внимание музыкантов РНО на художественной стороне произведения. Ведь Штраус был не только мастером художественной формы, но и подлинным волшебником звуков.
Сегодня Российский национальный оркестр примет участие в концерте-открытии XVI Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Вечер пройдет в Концертном зале им. П. И. Чайковского.
За пультом коллектива будет стоять азербайджанский дирижер Эйюб Кулиев. В программе концерта выступят лауреаты «Щелкунчика» разных лет, а также приглашенные исполнители.
Виктор Александров, Москва, ClassicalMusicNews.ru