В Магнитогорске открылся XI международный фестиваль оперного искусства “Вива опера!”.
Эксклюзивный проект, подобного которому нет во всём Уральском федеральном округе, начался с недавней премьеры Магнитогорского театра оперы и балета – творения Чайковского “Иоланта”.
Но прежде чем открылся занавес, организаторы фестиваля встретились с журналистами.
“Фестиваль стал настоящей визитной карточкой не только города и области, но и всего федерального округа как единственный проект такого масштаба и значения.
Подтверждение значимости фестиваля – поддержка областного министерства культуры, внесшего “Вива опера!” в календарный план культурных мероприятий региона, а также городской администрации. Но главное доказательство нужности и актуальности проекта – аншлаги, которые неизменно сопровождают спектакли. Этот год не стал исключением: почти все билеты раскуплены”,
– отметил начальник управления культуры городской администрации Александр Логинов.
Арт-директора “Вива опера!” Раффаэле Масколо и его супруга, урождённая магнитогорка Елена Баканова во всём блеске предстали перед телекамерами: в этом году они особенно волнуются перед началом фестиваля.
“Вива опера!” ежегодно вносит в свой репертуар некие изюминки.
То включает в афишу оперетту, концерт эстрады и джаза, устраивает парад теноров, соревнование дирижёров… Этот год не стал исключением: в Магнитогорске высадился целый десант иностранных певцов.
“В конце февраля в Риме состоялось прослушивание солистов, по результатам которого были отобраны участники нынешнего фестиваля. Событие стало неожиданно ажиотажным: 69 желающих из девяти стран – Италии, Испании, Кореи, Китая, Румынии, Сербии, Германии, Израиля и даже Бразилии. Это заставило нас вместо одного дня провести трёхдневное прослушивание”,
– говорит Илья Сергеевич.
“Желающих хватало, но во второй день был особенно сильный состав певцов, и мы практически определились, кто подходит не только голосом и внешними данными, но и сочетаемостью с магнитогорскими партнёрами.
Рынок в Европе очень мобильный, и всё новое вызывает большой интерес, тем более, если это касается России – страны, понимающей оперу, любящей её. При этом российский рынок для европейцев представлен разве что гастролями московских и санкт-петербургских театров, а театры, голоса провинции остаются неизвестными. Это тоже объясняет такой интерес к прослушиванию на “Вива опера!”
– уточняет Елена Баканова.
В результате для поездки в Магнитогорск были отобраны девять певцов, среди которых не только начинающие карьеру солисты, но и состоявшиеся музыканты, известные всей Европе.
Взять хотя бы певицу Дафне Тиан – китаянка, она учится и живёт в Италии, победила в нескольких престижных вокальных конкурсах, сотрудничает с ведущими итальянскими оперными театрами и гастролирует с великим Хосе Каррерасом.
Захотела стать участницей “Вива опера!” и теперь представит в Магнитогорске партию Недды в “Паяцах”. Тонио в ней сыграет подающий надежды южнокорейский баритон, также учившийся и работающий в Италии, Маттео Джин, лауреат и победитель престижных международных конкурсов.
И ещё один певец из Азии – китайский тенор Шюан Йин, который примет участие в гала-концерте фестиваля 25 апреля, также выпускник итальянской консерватории, оставшийся работать в Европе. Кроме них, Магнитогорск посетят итальянские певцы Симоне Фредиани (Канио в “Паяцах”), Алессандро Мартини (Сильвио в “Паяцах”), Элиза Состер (Джильда, “Риголетто”), Рикардо Гатто (Герцог, “Риголетто”) и российско-итальянская певица Анна Коновалова.
Кроме дебютантов, магнитогорцев ждёт встреча с добрыми знакомыми Еленой Бакановой и Павлом Чикановским. Руководить “Иолантой” доверено главному дирижёру Магнитогорского театра оперы и балета Эдуарду Наму, “Паяцами” – итальянскому мастеру Алессандро Д’Агостини, которому совсем недавно рукоплескал Московский дом музыки. В “Риголетто” за пульт встанет Раффаэле Масколо.
Церемония открытия фестиваля традиционно коротка: супераншлаг в зале явно говорил о нетерпении зрителей слушать оперу. Пара приветственных слов от заместителя главы города Вадима Чуприна, Александра Логинова – и Илья Кожевников подытоживает строчкой из оперы “Паяцы”: “Итак, мы начинаем!”. В зале гаснет свет, дирижёр взмахивает палочкой.
“Иоланта” – последняя опера Петра Ильича – представлена на суд зрителей Мариинского театра в конце 1892 года. И с тех пор остаётся в ряду популярных наименований в репертуарах театров России и мира.
Фестивальный состав “Иоланты” в Магнитогорске блестящ: эмоционально блестящий Никита Федотов в роли Роберта, первым сорвавший овации зала после арии “Кто может сравниться с Матильдой моей?”, степенный бас-баритон Сергей Муртазин, исполнивший роль короля Рене и великолепно справившийся с басовыми низами, явно не соответствующими его диапазону.
Великолепен был Валерий Муртазин, сначала почти неузнаваемый в роли мавританского врача – как раз его ария, на мой взгляд, наиболее удачно прописана композитором. Правда, как показалось, слишком плотный капюшон многослойного костюма мавра немного “съедал” голос певца.
Наконец, главные роли. Как рыба в воде в роли Водемона смотрелся челябинский тенор Павел Чикановский, именно за неё он получил приз “Лучшая мужская роль” главного областного культурного фестиваля “Сцена-2016”.
Партию Иоланты исполнила Елена Баканова. Несмотря на недюжинный опыт и авторитет на оперной сцене Европы, ей было трудно затмить магнитогорских Иолант.
И Оксана Сычёва, и Наталья Кокорина, и Ангелина Безрукова, исполнявшие партию, были необыкновенно хороши, наделяя героиню разной степенью страстности, нежности и эмоциональности. К тому же, для Елены Иоланта – всего второй опыт исполнения этой роли и первый на магнитогорской сцене.
“В прошлом году исполняла роль Иоланты в Санкт-Петербурге. Блистательный состав солистов, дирижировал Сергей Федотов, дирижёр театра имени Римского-Корсакова.
Но постановка слишком традиционная. Почему слишком? Есть некая усталость от “продукта”, который постоянно исполняют в этом виде – она становится более тяжеловесной, если можно так выразиться, несвежей – в исполнении как певцов, так и оркестра. Та Иоланта более страстная, серьёзная, взрослая.
А здесь режиссёрская концепция предполагает героиню совсем девочкой, юной и наивной, светлой и лёгкой. И сама постановка почти сказочная. Я всегда следую за задумкой режиссёра, послушно выполняю его волю, но для меня магнитогорская постановка гораздо интереснее, а героиня ближе”,
— говорит певица.
И это было видно: Баканова со всей любовью сыграла героиню: сначала ничего не знающую о своей слепоте, но подозревающую, что от неё что-то скрывают, затем – страдающую от полученного знания, покорно принявшую его, а в конце – мятущуюся в принятии своего прозрения и знакомстве с новым для неё миром света.
И всё же более ярким, может, даже слишком, был Павел Чикановский. Драматический по сути, он немного “передавил” лирическую партию Водемона, затмив тем самым Елену. Впрочем, зрители этого не заметили и рукоплескали в финале очень искренне.
Сегодня фестиваль “Вива опера!” в театре оперы и балета представляет оперу Леонкавалло “Паяцы” (12+) в интернациональном составе. Что из этого получится? Спешите в театр – осталось не больше десяти билетов.